Невозможно не заметить: в последнее время в Омске резко возрос спрос на квалифицированных рабочих. Объявлениями о приеме их на работу пестрят газетные полосы, а на телеэкранах то и дело появляется кричащая бегущая строка: «Срочно требуются токари 5-6 разрядов… фрезеровщики… слесари… станочники…». Увы, не бегут рабочие выстраиваться в очереди к отделам кадров — и объявления повторяются из недели в неделю, изо дня в день.
Вакансии на фоне безработицы
Мы обзвонили два десятка омских предприятий: сначала по объявлениям в газетах, потом — наугад, находя в справочнике телефоны отделов кадров заводов, где, по идее, должна быть работа для токаря 6 разряда со стажем работы 10 лет — именно про такую вакансию мы спрашивали. Когда разговор шел по объявлению, даже трехнедельной и месячной давности, не отказали нигде. Нигде не сказали: «Токаря (токарей) мы уже приняли!». Не отказали в принципе, и ни на одном взятом «с потолка» предприятии. Там, где токарь пока не был нужен, предлагали пока поработать по другой специальности скажем, слесарем. А там, глядишь, и место токаря освободится. Зарплату, понятно, везде предлагали разную. От 2-х до 5 тысяч. Кое-где и больше. На предприятиях с задержками зарплаты об этом предупреждали, но порой обещали решить вопрос индивидуально. Дескать, если специалист хороший и в работе себя покажешь, то и зарплату будут платить регулярно. В отличие от других рабочих, которые будут получать деньги с задержками.
Мы вели речь о работе для специалиста очень высокой квалификации. Но на многих омских заводах сегодня остро не хватает не только высококвалифицированных рабочих, а вообще любых. По словам главного специалиста отдела программ занятости и рынка труда департамента федеральной государственной службы занятости населения по Омской области Лидии БУЛЫГИНОЙ, проблема эта проявилась примерно два года назад, как только у нас началось некоторое оживление в машиностроительной отрасли. На сегодня удельный вес высококвалифицированных рабочих в общем количестве вакансий (это более 9 тысяч) составляет примерно 60%. На долю специалистов приходится около 26%, остальные — неквалифицированные рабочие. По сравнению с I кварталом 2000 года в I квартале 2001 г. спрос на квалифицированных рабочих вырос на 8,5%. А спрос на специалистов-юристов, менеджеров, экономистов и прочих упал на 13,4%. Среди рабочих сегодня больше всего в почете водители, электрики, токари (см. приводимую таблицу).
Итак, проблема дефицита рабочих кадров стоит очень остро. А по мере дальнейшего подъема машиностроительного комплекса нашей оборонки положение вскоре может вообще стать катастрофическим. Поэтому мы и попросили поделиться своим видением ситуации кадровиков трех крупных предприятий, а также руководителя одного из отделов федеральной службы занятости по Омской области.
Борис АСТАФЬЕВ, начальник отдела кадров ОАО «Омскагрегат»:
«Молодые хотят сразу же высокий разряд и высокую зарплату».
Список вакансий рабочих, которые необходимы сегодня нашему предприятию, получится весьма внушительным. Станочники, слесари-ремонтники, электрики и электромонтеры, слесари-инструментальщики и многие другие. Особая нужда в токарях. Раньше специалистов для нас готовили в ПТУ — в нашем, «родном» и в сибзаводском. В 90-е годы обучение рабочим специальностям там сошло на нет, а недавно эти два учебных заведения объединили. Мы пытаемся наладить с этим объединенным училищем контакты. Увы, пока бесполезно. Не хотят сейчас в ПТУ, гордо переименованных в лицеи, колледжи или еще там как, заниматься подготовкой станочников. Легче и доходнее учить экономистов, юристов, менеджеров, маркетологов. Как-то дали объявление: «Требуется юрист». Наутро пришли 30 человек, юношей и девушек. Большинство с дипломами таких вот бывших ПТУ и без опыта работы. Понятно, никого из них мы не взяли — какая у них квалификация?
Я знаю: такое же положение и на других предприятиях Омска. И здесь надо не просто снова начинать обучение в ПТУ и на рабочих местах — последнее мы сейчас возрождаем. Нужно менять и общественное сознание. Ведь сегодня как? Приходит паренек на завод и хочет сразу же получить высокий разряд и иметь хорошую зарплату. Но ведь разряд еще надо заработать! Конечно, наша зарплата в 2-2,5 тысячи — сравнительно невысока по нынешним временам. Но молодые предпочитают болтаться совсем без работы, чем трудиться. А из тех, кто хочет к нам устроиться, многие не желают учиться рабочим профессиям. Молодые ребята просят: возьмите грузчиком! Предлагаем учеником по какой-нибудь специальности — отказываются. Кстати, с возрождением ученичества мы встали еще перед одной проблемой. Ведь теперь требуется лицензия, и существует довольно сложный порядок ее получения. Кроме того, за лицензию надо немалые деньги платить. И нам, готовящим рабочие кадры, приходится через это проходить. Наравне с теми, кто учит каких-нибудь менеджеров за 50 рублей в час.
Выход сегодня один. Нужна государственная программа подготовки специалистов, надо возрождать профессиональное обучение.
Александр ГРИГОРЬЕВ, заместитель генерального директора ОАО «Опытно-конструкторское моторостроительное бюро» (ОМКБ):
«Рабочие очень нужны, но не любые»
Нехватка кадров у нас ощущается еще острее, чем на других предприятиях машиностроения. Все дело в специфике производства, название которого говорит само за себя: опытно-конструкторское. На нас лежит комплекс сложнейших работ по подготовке к серийному выпуску авиационных двигателей на соседнем заводе имени Баранова, занимаемся мы также ремонтом и профилактикой авиамоторов. Работа — штучная. Тот же токарь, бывает, много раз в день должен перестраивать станок, который раз разбираться в технической документации по выпуску новой детали. При этом он у нас просто обязан быть универсалом. Ну а какой уровень квалификации требуется от слесаря механосборочных работ и какая лежит на нем ответственность — понятно без комментариев.
Раньше мы своих рабочих буквально пестовали, вели за руку после того как они приходили из ПТУ. Чтобы человек стал у нас высококлассным специалистом, нужно не меньше 10 лет. Вот как раз эти 10 лет в 90-е годы и были для нас потеряны. Почти вся молодежь ушла, и надо все начинать заново. Сейчас наше производство держится, в основном, за счет ветеранов. Есть люди с трудовым стажем около 70 лет! И здесь проблема. Молодых мы охотно берем, их готовят для нас в ПТУ-22 завода им. Баранова (единственное предприятие в Омске, сохранившее свое училище!). Но, только после армии. Потому что, приняв неотслужившего парня, мы тратим потом на него время практически впустую. Уходит человек в армию — и на наше производство потом не возвращается.
Хочу сказать вот еще о чем. Появилась сейчас в городе особая прослойка рабочих-летунов. По документами у них высокий разряд, уж как они его там получили — не мое дело. А на деле эти люди работать не умеют и не хотят. Квалификации ноль, такому впору у нас только полы в цеху подметать. Хватает среди таких «специалистов» и пьяниц, но о них разговор другой. Единственное противоядие от этих летунов — созваниваться с кадровиками предыдущего места работы, что мы сейчас и делаем. И если работник уже «заявил» о себе, мы его не берем.
Что же делать с дефицитом кадров? Я считаю, без государственной программы не обойтись. Одним предприятиям справиться с проблемой не под силу.
«Зарплата — не самое главное»
Борис ОВЧАРЕНКО, заместитель генерального директора, исполнительный директор комплекса по работе с персоналом (ОАО «Сибкриотехника»):
Приведу один очень наглядный факт. В нашем уникальном комплексе, который работает на базе высоких технологий, в лучшие годы трудились более 7 тысяч человек. К 1998 году численность персонала упала до 1 800. И когда потребовалось увеличивать объемы производства, мы остро столкнулись с проблемой дефицита кадров. Где их было брать? Старая система подготовки в ПТУ и техникумах, работавшая когда-то как отлаженный конвейер, была разрушена. К счастью, в отличие от многих других предприятий, нам удалось сохранить отдел по подготовке персонала. И мы начали широко готовить специалистов у себя. Не только для нашего производства, но и для других. Сегодня у нас учатся даже ребята, присланные предприятиями из районов области.
Но самое главное — с самого начала мы подошли к проблеме комплексно, думая о будущем. Там, где не думают о перспективе, поступают просто. Переманивают специалиста с другого завода, дают ему большую зарплату. И человек работает пока на другом месте ему не предложат больше. (Такие не совсем красивые дела сегодня сплошь и рядом творятся в городе). Даже оставив в стороне моральный аспект, такой путь просто бесперспективен. Мы же начали с анализа состояния персонала по всем параметрам. И составили к ноябрю 2000 года «Программу формирования и развития персонала на 2001-2003 гг.». В программе множество разделов, направленных на коренное изменение ситуации. Скажем, особые меры предусмотрены для адаптации вновь принятых работников. Меры эти и материальные, и моральные — изучение истории предприятия, личные беседы генерального директора со всеми новыми рабочими и специалистами. Также в нашей программе есть комплекс мероприятий по обучению прямо на предприятии. Конечно, самое трудное — внедрение в жизнь написанного на бумаге. Но у нас за последние годы уже накоплен положительный опыт. Нам удалось не только сократить отток кадров, но и увеличить их численность до 2000 человек. А по I полугодию 2001 года опять приведу некоторые цифры. Всего за это время мы приняли на работу 244 человека. Из них — 55 вновь вернувшихся на предприятие, 25 учеников и 94 окончивших у нас обучение. Так что, я считаю, программа уже работает.
Ну а для того чтобы привлечь и удержать людей, я думаю, зарплата и ее уровень не самое главное. Работники должны поверить в стабильность предприятия, осознать престиж своего труда, почувствовать себя частицей коллектива. Конечно, зарплата у нас сегодня далеко не самая высокая в городе. Но люди должны понять: увеличивая объемы производства и прибыли, мы в будущем сможем увеличить и зарплату, а не наоборот.
Наталья ЧЕКМАРЕВА, начальник отдела программ занятости и рынка труда департамента федеральной государственной службы занятости населения по Омской области:
«Правы были, говоря: «Кадры решают все!»
Сложившийся сегодня дефицит квалифицированных рабочих может еще более усилиться к 2006 году, когда уже не будет роста численности трудовых ресурсов. К сожалению, рынок образовательных услуг сейчас не учитывает потребности в кадрах. Поэтому продолжают сотнями и тысячами учить по престижным нынче специальностям. Тем самым еще больше поднимают их дутый престиж и не учитывают того, что спрос на эти профессии резко упал. Правда, небольшие подвижки в сторону подготовки остро дефицитных рабочих кадров есть, но очень и очень небольшие.
В нынешних условиях, я считаю, свое веское слово должны сказать руководители омских предприятий, во весь голос заявив о своих кадровых проблемах и начав их решение. К счастью, все больше «генералов от производства» сегодня понимают, что правы были, говоря: «Кадры решают все!» Поэтому и возрождают подготовку специалистов прямо на предприятиях. Таким предприятиям необходимо оказывать всяческую поддержку. Областному комитету по образованию следовало бы максимально облегчить для них процедуру выдачи лицензий. Не обойтись и без помощи других областных структур. Не может оставаться в стороне и город, которому необходимо иметь свою программу развития человеческих ресурсов. К счастью, наши власти это понимают и сегодня начали делать решительные шаги, что проявилось в создании областного комитета содействия занятости населения.
Мы сознательно сузили проблему, остановившись лишь на остром дефиците квалифицированных рабочих. Между тем, не меньшая проблема — это нехватка на предприятиях специалистов ИТР. Особого разговора требует и кризис системы профтехобразования. Нельзя не отметить: именно сейчас в области начали предприниматься шаги, направленные на коренное изменение ситуации с кадрами. И здесь важно, чтобы эти