Разместились тогда 14 цыган, мужчины и женщины, в трех стареньких «опелях» и поехали в Читу — дядюшке памятник ставить. Уже до Новосибирска доехали, когда решили позвонить родичам в Читу. Те и сообщили, что могилка обихожена, памятник установлен, не тратьте, мол, деньги, возвращайтесь обратно…
11 июля Валерий П., житель Тавричанки, вернулся домой весьма растерянным.
— Представляешь, — сказал он жене Зое, которая чуть позже рассказала историю, приключившуюся с мужем, вашему корреспонденту. — Еду по трассе Челябинск — Новосибирск. Еду, никого не трогаю. Вижу: на обочине три «опеля» с иностранными номерами. Возле — цыгане. Двое голосуют. Остановился, ничего не подозревая, вышел к ним.
Цыгане на ломаном русском попросили Валерия о помощи — сломался автомобиль, нужно масло. Валерий искренне хотел помочь иностранцам и отсчитал им 300 рублей.
— Ребята, вот вам деньги. Доберетесь до ближайшей заправки.
Однако этого цыганам показалось мало.
— У тебя много денег, дай еще, — попросили ребята. — У нас в Румынии война, мы бедные.
Валерий лишь отрицательно помотал головой.
— Ну тогда давай золотом поменяемся, — не отставали цыгане. — У тебя оно мелкое, нам его легче будет продать.
Валерий же не хотел расставаться со своими украшениями, да и видел, что изделия цыган больше смахивают не на золотые, а на медные, а потому сел за руль и… В нос ему ударил резкий запах эфира. Когда очнулся, то ни цепочки, ни перстня не обнаружил.
Буквально полчаса спустя, но уже на трассе Омск — Тюмень подобным образом был остановлен автомобиль Алексея П., жителя Ханты-Мансийска. Алексей тоже тормознул без всякой задней мысли -все же иностранцы, мало ли что у них случилось. Те подошли к нему примерно с той же просьбой, что и к Валерию, мол, машина сломалась, и попросили денег.
Алексей не собирался заниматься благотворительностью и хотел сесть в машину. Но вдруг почувствовал у затылка острый холодный предмет. Ни слова не говоря, цыгане вытащили у него из барсетки деньги -1800 рублей, сели в один из «опелей» и скрылись.
Не раздумывая, Алексей помчался к ближайшему посту ГИБДД, где и рассказал о несчастье, приключившемся с ним. Позднее его рассказ был занесен в милицейский протокол.
Это случилось неподалеку от села Дружина.
На пульт дежурной части дорожно-патрульной службы ГИБДД поступило сообщение о разбойном нападении. В тот день на стационарном посту (СП) Тюкалинского тракта дежурили Сергей Иванов и Виктор Краснояров. Около часа дня они заметили эскорт из трех «опелей», проходивших по ориентировке.
— Ребята они опытные, — говорит заместитель командира части роты стационарных и контрольных постов милиции Александр Чаунин. — Давно работают, произвели не одно серьезное задержание. Вот и тогда, заметив машины с иностранными номерами, остановили их, досмотрели, в одной из них нашли золотые изделия, принадлежавшие потерпевшему.
Вскоре на СП прибыл экипаж доставки и все три «опеля» вместе с пассажирами были доставлены в РОВД Омского района.
Двое цыган, которых опознали потерпевшие, были заключены под стражу. На допросе у помощника прокурора Омского района Алексея Савченко оба румына очень складно говорили о том, как водитель, которого они попросили остановиться на трассе Челябинск — Новосибирск, сам предложил им обменяться золотом. Разницу обещал доплатить. Про второго водителя — ни слова.
— Мы обменялись золотом по его добровольному согласию, — горячо доказывал тот, что постарше.
— И расстались почти друзьями, -вторил тот, что помладше.
По словам помощника прокурора, доказать подобные разбойные нападения довольно сложно потому, что, как правило, они совершаются без свидетелей.
— Но в данном случае, — говорит Алексей Савченко, — есть показания жителя Тавричанки и жителя Ханты-Мансийска. Потерпевшие не знакомы друг с другом. Нападение на них произошло в разных местах, но оба одинаково описывают нападавших и ситуацию — три «опеля» с иностранными номерами и цыгане возле них.
В эту историю оказались втянуты и омские цыгане. Николай, представившийся племянником омского цыганского барона Михая, рассказал мне, что, когда двоих румын задержали, остальные попросили таксиста отвезти их к барону Михаю. А уж Михай послал его, Николая, помочь румынам.
— Наши не виноваты, — защищает он своих сородичей. — Водитель сам к ним подошел и предложил купить печатку. Наши не могут сделать плохо.
— А как же со вторым водителем? — спрашиваю я.
— Какой второй? — возмутился Николай. — Никакого второго не было.
В общем, омские и румынские цыгане изыскали возможность и наняли каждому задержанному по адвокату. С ними и следователем общались через переводчицу, чтобы не случилось каких-то неясностей или недомолвок.
В течение трех суток сидели цыгане возле РОВД, ждали, когда же отпустят задержанных, хотя бы под подписку о невыезде. Срок российской визы у румын кончается 5 августа.
Прокурор Омского района Сергей Чаплин выбрал меру пресечения для подозреваемых в разбойном нападении на Алексея П. и Валерия П. — содержание под стражей.