ВСЯ НАДЕЖДА НА ГРЕФА

ВСЯ НАДЕЖДА НА ГРЕФА

Глава Минэкономразвития намерен помочь городу, где прошли его студенческие годы, преодолеть отставание от других российских миллионников и превратить Омск к его 300-летию в жемчужину Сибири

Первое заседание оргкомитета по подготовке к 300-летию Омска во главе с министром Германом Грефом состоялось в бывшем недострое досугового центра для членов Всероссийского общества глухих на улице 10-летия Октября. Главный омский строитель Валерий Кокорин намерен открыть там развлекательный центр для всех желающих. А в прошлую пятницу здесь состоялось беспрецедентное для Омска, да и, как отметил Греф, для России событие: впервые план подготовки к юбилею города будет принят за девять лет до торжества.

— У правительства наконец-то дошли руки до провинции, — признался Герман Оскарович. — Омск — знаковый для России регион. Я бы рекомендовал областным властям больше пиарить его, чтобы не думали, что Омск — город с полумиллионным населением, историческое место ссылки. Федеральный центр имеет долг перед омичами.

Говоря о долге, министр, надо полагать, имел в виду уход из региона Сибнефти. В самолёте Греф, по его словам, просмотрел данные последних рейтингов. И картина по ним складывается далеко не такая радужная, как рисует областной агитпроп. Если по численности населения Омск занимает седьмое место среди российских городов-миллионников, то по основным социально-экономическим показателям регион тусуется между 30-м и 40-м местом в стране, за исключением показателя ввода жилья, по которому мы входим в первую десятку. Греф недвусмысленно констатировал: Омск за последние годы отстал от сибирских городов по уровню жизни.

Доклад губернатора Леонида Полежаева состоял из двух частей: короткой первой — из комплиментов и лестных слов в адрес высокого гостя, и второй, где Полежаев чётко перечислил, в какие объекты регион рассчитывает получить вливания к юбилею. Это метро, аэропорт Фёдоровка, создание экономической зоны на базе производства биоэтанола, строительство плотины, регулирующей сток Иртыша, создание так называемо-то корпоративного университета. Полежаев не преминул заметить: до 1995 года регион занимал более высокое, 17-е место в России по основным показателям. И пообещал: в планах облправительства к 2025 году достичь роста регионального валового продукта на душу населения в 2,4 раза по сравнению с 2005 годом, средней зарплаты — в 2,5 раза, а уровень бедности сократить до 10 процентов.

К грандиозным планам омичей Греф отнёсся благосклонно.

А вот у мэра Омска Виктора Шрейдера спичрайтеры, писавшие его речь, явно подкачали. Начав с основания города в 1716 году, вспомнив про крепость, острог и состав жителей 300 лет назад, перечислив показатели промышленности и сельского хозяйства советских времён, Шрейдер долго добирался до проблем реконструкции хрущёвок, ветхого жилья и разбитых внутриквартальных дорог. Градоначальник зачем-то подробно остановился на восстановлении Успенского собора — детища губернатора. Когда Шрейдер закончил, даже хорошо воспитанный Греф не сдержал вздоха облегчения.

Министр привёз с собой большую свиту представителей всех министерств. По ходу обсуждения Греф поднимал московских чиновников, выслушивал комментарии и назначал даты принятия решений. Это был прекрасный урок для министров облправительства и прочего властного бомонда, присутствовавших тут же. И всё это — в интеллигентной, но сугубо деловой, предельно конкретной манере.

Объекты и проблемы, перечисленные Полежаевым и Шрейдером, Греф скомпоновал по-своему. Начал с Фёдоровки. Дал задание московским чиновникам проработать передачу 85 процентов акций Омского аэропорта, куда входит и Фёдоровка, принадлежащих федеральному ведомству, субъекту Федерации — то есть облправительству.

— То, что построено в Фёдоровке, уже настолько разрушено и устарело, что проще и дешевле построить его на новом месте, — сказал министр. — Но и оставлять недострой брошенным нельзя. Возможно, придётся его сносить и там же строить новый аэропорт.

По гидроузлу на Иртыше возникла дискуссия. Представитель Росводресурсов предостерёг от возможности экологических последствий и настаивал на обосновании окупаемости гидроузла. На что Полежаев возмутился и даже повысил голос.

— Об окупаемости не может идти речь, — заявил губернатор.

— Десятилетние попытки урегулировать проблему сохранения водности Иртыша с Китаем и Казахстаном не дали и уже не дадут результата. Речь идёт о сохранении реки как главного источника водоснабжения не только Омской области, но и других регионов России.

Договорились, что к декабрю будет готово технико-экономическое обоснование и госэкспертиза. Проект комплекса производства биоэтанола должен быть представлен в сентябре на экономическом форуме в Сочи. Деньги для строительства дорог центр может в соответствии с законом дать только на федеральные трассы, а никак не на внутри квартальные дороги, как хотелось Шрейдеру. Ускорение сооружения метро Греф назвал самой больной темой и заявил, что её надо рассматривать отдельно.

Судя по реакции губернатора, Леонид Константинович заседанием оргкомитета остался весьма доволен.

— Главное — дать старт,- сказал он на пресс-конференции, а уж кто будет доводить начатое до конца — покажет время.