ВЫСТАВКА В КРЕПОСТНОМ ПОДЗЕМЕЛЬЕ

ВЫСТАВКА В КРЕПОСТНОМ ПОДЗЕМЕЛЬЕ

ТАЙНА этого подземелья, найденного недавно под музеем имени Ф. М. Достоевского (ранее дом комендантов Омской крепости) все еще не раскрыта. Холодное, сырое помещение куда не проникает солнечный свет, где, возможно, пытали или просто содержали ссыльных каторжников, обнаружили несколько лет назад прямо под полом одного из залов музея

Подземелье было завалено строительным хламом. После расчистки выяснилось, что этот каменный мешок очень похож на тоннель, точнее потайной ход, о чем свидетельствовала полуразвалившаяся арка из кирпича, который использовали строители XVIII века. Арка была заложена стеной из современного кирпича. Потайной ход мог вывести за пределы крепости к Иртышу. Пользовался им комендант или же это был всего лишь погреб — неясно. Известно только, что на плане крепости это помещение не обозначено.

Где еще, как не в таком загадочном и необычном месте могла расположиться не менее необычная выставка омского мастера? Оригинальная идея требует оригинального воплощения. В это подземелье и предстоит спуститься посетителям выставки «Таинственное подземелье». Она приурочена к 180-летнему юбилею Достоевского, который был сослан в Омск в XIX веке.

Как говорит сам художник, все «выплыло» одно из другого — ссылка, крепость, Достоевский, кандалы. Так родился замысел одной из работ Анатолия Коненко «Жук-каторжник»: жук-носорог, закованный в кандалы — «мелкозвоны», сделанные по описанию Достоевского. На спине жука, если посмотреть в увеличительное стекло, можно увидеть сокращенное слово «каторжник».

— Я взял описание из «Записок мертвого дома» Достоевского, — рассказывает художник. — Теперь люди могут увидеть те кандалы, в которых ходил писатель и которых нет нигде. Когда кандалы были готовы, показалось как-то суховато. Посадить рядом какую-нибудь бабочку…что-то не то. Потом пришла идея заковать жука.

По мысли автора, несвобода противоречит всей человеческой сути. Как можно заковать существо, когда ему самой природой предназначено летать и быть свободным?

Рядом с жуком-каторжником — портрет Достоевского на половинке кедрового ореха, самое маленькое в мире издание «Записок из мертвого дома» (высота и ширина книжечки — всего несколько миллиметров), берестяные странички с текстом из «Сибирской тетради» и другие уникальные вещи.

— Мне неинтересно делать так, как делают все, — говорит Анатолий. — Очень хотелось бы научить тому, что умею, кого-то еще, а пока я один, времени на все не хватает. Идей много, и иногда вдруг ловлю себя на мысли, что могу все не успеть.

С первой выставки омского левши, которая состоялась в этом же музее, прошло без малого 16 лет. То, что раньше давалось с таким трудом, теперь требует нескольких минут и даже секунд.

— Я делаю на своих работах надписи и тексты с такой же скоростью, с какой люди пишут обыкновенной ручкой. Несколько секунд — и готово. А раньше, к примеру, одно только слово «Достоевский» я писал целую неделю. Бывает вещь, на которую человек смотрит и думает: «наверное, целый год делал», а на самом деле у меня ушло всего 15 минут.