Подземелье было завалено строительным хламом. После расчистки выяснилось, что этот каменный мешок очень похож на тоннель, точнее потайной ход, о чем свидетельствовала полуразвалившаяся арка из кирпича, который использовали строители XVIII века. Арка была заложена стеной из современного кирпича. Потайной ход мог вывести за пределы крепости к Иртышу. Пользовался им комендант или же это был всего лишь погреб — неясно. Известно только, что на плане крепости это помещение не обозначено.
Где еще, как не в таком загадочном и необычном месте могла расположиться не менее необычная выставка омского мастера? Оригинальная идея требует оригинального воплощения. В это подземелье и предстоит спуститься посетителям выставки «Таинственное подземелье». Она приурочена к 180-летнему юбилею Достоевского, который был сослан в Омск в XIX веке.
Как говорит сам художник, все «выплыло» одно из другого — ссылка, крепость, Достоевский, кандалы. Так родился замысел одной из работ Анатолия Коненко «Жук-каторжник»: жук-носорог, закованный в кандалы — «мелкозвоны», сделанные по описанию Достоевского. На спине жука, если посмотреть в увеличительное стекло, можно увидеть сокращенное слово «каторжник».
— Я взял описание из «Записок мертвого дома» Достоевского, — рассказывает художник. — Теперь люди могут увидеть те кандалы, в которых ходил писатель и которых нет нигде. Когда кандалы были готовы, показалось как-то суховато. Посадить рядом какую-нибудь бабочку…что-то не то. Потом пришла идея заковать жука.
По мысли автора, несвобода противоречит всей человеческой сути. Как можно заковать существо, когда ему самой природой предназначено летать и быть свободным?
Рядом с жуком-каторжником — портрет Достоевского на половинке кедрового ореха, самое маленькое в мире издание «Записок из мертвого дома» (высота и ширина книжечки — всего несколько миллиметров), берестяные странички с текстом из «Сибирской тетради» и другие уникальные вещи.
— Мне неинтересно делать так, как делают все, — говорит Анатолий. — Очень хотелось бы научить тому, что умею, кого-то еще, а пока я один, времени на все не хватает. Идей много, и иногда вдруг ловлю себя на мысли, что могу все не успеть.
С первой выставки омского левши, которая состоялась в этом же музее, прошло без малого 16 лет. То, что раньше давалось с таким трудом, теперь требует нескольких минут и даже секунд.
— Я делаю на своих работах надписи и тексты с такой же скоростью, с какой люди пишут обыкновенной ручкой. Несколько секунд — и готово. А раньше, к примеру, одно только слово «Достоевский» я писал целую неделю. Бывает вещь, на которую человек смотрит и думает: «наверное, целый год делал», а на самом деле у меня ушло всего 15 минут.