«ЧУДЕСА» ИЗ БИБЛИОТЕКИ КОНГРЕССА

«ЧУДЕСА» ИЗ БИБЛИОТЕКИ КОНГРЕССА

Машина времени, оказывается, существует... Стоит перешагнуть порог Омского историко-краеведческого музея, как шумный раскаленный город остается где-то в другом измерении, и ты блаженно погружаешься в тишину и прохладу пространства, откуда открыты порталы в любой период истории

В фойе царит атмосфера Российской империи времен Николая II — благодаря уникальным экспонатам выставки фотографий С.Прокудина-Горского.

История создания выставки напоминает запутанные сюжеты романов Бориса Акунина, действие которых, собственно говоря, разворачивается как раз в то время, которое запечатлено на снимках; Россия периода научно-технического прогресса накануне Первой мировой войны и двух революций. Застывшие в веках прекрасные русские монастыри и1 церкви, наполненные внутренним движением картины растущей промышленной страны, зарисовки быта населения российской глубинки интересны не только с точки зрения оригинальной технологии изготовления и талантливой работы фотохудожника, они удивительно духовны и наполнены гордостью за державу.

Сергей Михайлович Прокудин-Горский синтезировал в своем творчестве талант художника и ученого. Используя открытия в области химии и фотографии, он разработал оригинальную технологию изготовления цветных диапозитивов. Как истинный сын своего времени, свои разработки Сергей Михайлович решил использовать на благо страны и предложил смелый проект систематической фотодокументации государству. Грандиозная задумка имела конечной целью ознакомление школьников с историей, культурой и промышленной модернизацией России при помощи «оптических цветных проекций». Царь Николай II проект не только одобрил, но и обеспечил его техническое оснащение — в распоряжение Прокудина-Горского был предоставлен специально оборудованный железнодорожный вагон с темной комнатой, пароход с командой и автомобиль. Специальные разрешения обеспечили ему доступ в самые запретные зоны и содействие со стороны бюрократических структур. С 1907 по 1915 годы ученый посетил одиннадцать регионов и прочитал много лекций, иллюстрируя свою работу. Представляете, какой восторг у публики вызывали «чудесные» цветные изображения!

После крушения империи в 1919 году Прокудин-Горский уехал в Париж, где и умер во время Второй мировой войны. Как это часто бывает в подобных случаях, наследие замечательного русского фотографа скупили предприимчивые американцы: владельцем оригинальных стеклянных негативов является библиотека Конгресса США. И вот с весны 2003 года восстановленные и улучшенные с помощью цифровых технологий экспонаты с большим успехом путешествуют по городам России. Многие работы представлены здесь впервые.

В последнее время мы всё чаще оглядываемся назад, пытаясь переосмыслить события давно ушедшего времени. «Чудеса фотографии» в этом смысле — хорошее подспорье: яркий красочный портрет Российской империи эпохи бурного развития научно-технического прогресса.