В понедельник вечером площадь перед речным вокзалом вновь превратилась в передвижной музей. В прямом и переносном смысле; уже второй раз за это лето через наш город прошла колонна ретроавтомобмлей. (Первый репортаж см. в «Вечерке» от 13 июня.)
Напомним читателям, что ровно сто лет назад состоялся первый в мире автомобильный марафон. Выехав из Пекина, пионеры-гонщики преодолели почти двенадцать тысяч километров и с триумфом финишировали в Париже. Они смогли доказать миру главное — на авто можно преодолевать такие же расстояния, как и на лошади, и даже больше.
Сейчас, конечно, никто уже не сомневается в возможностях «железных коней». В этом ралли никто уже не соревнуется ни с копытным транспортом, ни друг с другом: это дань памяти тем смельчакам из прошлого века, что рискнули отправиться в столь грандиозное путешествие, тем «автодедушкам», которые дожили до наших дней.
В честь юбилея знаменитого маршрута многие выкатили свои драгоценные четырехколесные экспонаты из гаражей. В прошлом месяце через Омск прошла колонна англичан, на этот раз мы встречали транзитников из Швейцарии, Германии и США.
Многие считают, что этот пробег и сто лет назад был форменным сумасшествием, и сейчас является чем-то на грани авантюры и героизма. Конечно, это так, пояснил на пресс-конференции один из участников — Жан-Филипп Рифенбах, ведь самому молодому автомобилю в колонне уже сорок лет. К тому же дороги, как всегда, оставляют желать лучшего.
— Нас предупреждали, что дороги в России плохие, — признался Ж. Ф. Рифенбах. — Но мы и не представляли, насколько… Где-то под Иркутском, например, был один участок, который я даже описать не смогу. Просто в нашем родном языке нет подходящих слов…
В результате близкого знакомства с китайскими и русскими ямами-колдобинами четыре из тридцати автомобилей вынуждены были сойти с маршрута: у кого мотор не выдержал, у кого и вовсе шасси переломилось. Еще два антиквариата на колесах, похоже, и вовсе выбыли с ралли – в Новосибирске им поменяли моторное масло, но, видимо, не подошло… А еще одна машина пострадала от встречи с поклонниками. На всем пути, как пояснили участники ралли, встречные автолюбители как могут, замедляют ход, дабы поближе полюбоваться этим музейным парадом, и один из таких наблюдателей, видимо, совсем зазевавшись, просто врезался в ретро-колонну… Как был улажен этот дорожный инцидент, иностранцы не стали распространяться. Стоимость автомобилей, участвующих в заезде, тоже не стали называть, заметив только, что все эти раритетные средства передвижения «бесценны и являются национальным достоянием»…
Кстати, свои автосокровища владельцы никому не доверяют, а потому в путь отправились сами. Например, голландец Штзйнер Шоттэ путешествует на автомобиле Spyker, который достался ему в наследство от отца. И этот «железный конь», между прочим, самый древний из представленных в этом пробеге — ему ровно сто лет. Тем не менее, это чудо технической мысли по-прежнему в полной боевой готовности. Хотя, как признался мистер Шоттэ, в оригинале сохранился только корпус, все «внутренности» этого «автодедушки» уже не раз заменяли новыми, изготовленными на заказ по чертежам столетней давности…
Несмотря ни на что, эти отчаянные автомобилисты продолжают нас удивлять, садясь за руль в 78 лет и развивая на ретромобилях скорость до 110 километров в час. И удивляются сами, в лучших традициях иностранных туристов, — нашим просторам и русской отзывчивости. Впереди у них еще Эстония, Латвия, Литва, Польша, Чехия, Германия и, конечно же, Франция. Так пожелаем им удачного пути!