ИНДИКАТОРЫ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

31 июля прошла коллегия министерства образования Омской области. На ней были проанализированы результаты деятельности отраслевой системы в первом полугодии и определены приоритеты в подготовке к новому учебному году

ЕГЭ СТАЛИ СДАВАТЬ ЛУЧШЕ

Главным индикатором качества теперь становятся результаты сдачи школьниками области Единого государственного экзамена (ЕГЭ). По мере накопления опыта участия в эксперименте по ЕГЭ улучшаются и показатели региона. Так, в этом году результаты Единого государственного экзамена по математике в среднем на один балл превысили результаты сдачи экзамена в прошлом году. А качество решения задач по этому предмету повысилось почти на три процента. Также оказались более высокими и результаты ЕГЭ по истории России — на 1,5 балла и по химии — на 1,03 балла. Впервые за годы эксперимента был проведен экзамен в формате ЕГЭ по обществознанию. И все же нынешние результаты, по оценке министра образования, все еще далеки от желаемых. Уровень преподавания предметов, особенно так называемых «точных дисциплин», той же математики, необходимо поднимать.

Еще одним мерилом качества образования являются результаты участия школьников в различных олимпиадах — областных, зональных, всероссийских. В ближайшей перспективе даже уровень заработной платы учителей будет во многом зависеть от того, насколько успешны их ученики. Поэтому этот сегмент повышения качества образования в последние годы также усиливается. Расширяется перечень предметов, по которым проводятся областные олимпиады. В этом году они прошли по 26 предметам.

ОПТИМИЗАЦИЯ — ЭТО НЕ ЗАКРЫТИЕ

Особенности демографической ситуации в Омской области привели, с одной стороны, к увеличению контингента дошкольников, с другой — к сокращению количества обучающихся в 1-11 классах общеобразовательных учреждений. Говоря об оптимизации сети школ, министр образования Омской области Александр Соломатин подчеркнул, что под этим понятием подразумевается, прежде всего, не их закрытие, а реструктуризация.

Так, при общеобразовательных школах, детских садах, учреждениях дополнительного образования в прошедшем учебном году открылось 110 групп для детей дошкольного образования. В первом полугодии 2007 года созданы пять областных и четыре федеральные экспериментальные площадки по апробации новых программ дошкольного образования.

Для обеспечения доступности общего образования во всех муниципальных районах организован ежедневный или еженедельный подвоз учащихся к месту учебы. От общей численности учащихся в сельских районах отправляющиеся на учебу в другие населенные пункты составляют сегодня 10 процентов. Проблем с доставкой школьников нет практически уже нигде. Обеспеченность школ своим автотранспортом составляет 86 процентов. На днях в регион поступило еще 22
автобуса. Три автотранспортных средства приобретено с начала 2007 года на средства областного бюджета — для школ Тюкалинского и Нижнеомского районов.

В ИНТЕРНЕТ ВЫЙДУТ ВСЕ

Сегодня в разговоре о качестве образования не обойтись и без оценки обеспеченности школ компьютерами, возможностей выхода в Интернет. В Омской области 286 общеобразовательных школ Омской области подключены к сети Интернет. В том числе 274 — по технологии ADSL, 12 — по спутниковым технологиям. К 1 сентября планируется подключить к сети Интернет все учреждения образования Омской области.

Кроме того, в школах проведена своеобразная инвентаризация и учебно-наглядного оборудования, методических пособий. За 15 лет перестройки и экономических реформ омские школы, как и учреждения образования по всей России, в этом плане изрядно обнищали. В федеральное агентство по образованию направлена заявка на 4399 комплектов оборудования для кабинетов химии, физики, биологии, географии, технологии.

ГДЕ НЕДОРАБОТАЛИ

Однако на коллегии министерства образования шел разговор не только о достижениях прошедшего полугодия, но и о нерешенных проблемах. Работа министерства, направленная на участие школ региона в федеральных программах, признана недостаточной. В муниципальных районах и округах Омска слабо ведется работа по созданию условий безопасности школьников. До сих пор далеко не во всех школах организовано горячее питание. Недостаточно эффективно, признают в министерстве образования, решается проблема обеспеченности образовательных учреждений квалифицированными кадрами. И взаимосвязь с муниципальными органами образования оставляет желать лучшего.

Участники коллегии также обсудили предстоящие нововведения. В частности, с 1 сентября вводится обязательное 11-летнее среднее образование. Министр образования Омской области Александр Соломатин воспринимает это как «совершенно позитивное решение». И Омская область готова к его выполнению.