45 ЛЕТ: ОТ МАСТЕРА ДО ДИРЕКТОРА
Никто из его родных, в первую очередь — отец-железнодорожник, и думать не мог, что юношеское увлечение фотографией станет для Саши Тягуна пропуском в будущую профессию полиграфиста. Уже в неполные семнадцать лет он являлся внештатным фотокорреспондентом в районной газете Бузулука, что в Оренбургской области. Тогда же, буквально пропадая в местной типографии, увлекся процессом цинкографии (перевод фотоизображения на металлическую пластину для дальнейшей печати). И наверное, тогда же он сделал свой выбор — после школы поступает в Московский полиграфический.
В апреле 1962 года свежеиспеченный выпускник Александр Тягун был принят сменным мастером в газетный цех издательства «Омская правда». Именно там печатались главные партийные газеты страны — «Правда», «Известия», «Сельская жизнь», местные газеты. Работы было очень много — газеты выходили ежедневно, кроме одного выходного, а «Правда» печаталась все семь дней в неделю. Даже сегодня, используя современное оборудование, непросто выдать такие тиражи!
Это сейчас Александр Николаевич может с легкой улыбкой вспомнить свой первый опыт работы. В те же годы впору было хвататься за голову и думать, можно ли что-то исправить и улучшить.
— Печатные машины были допотопные, к тому же «бэушные», привезенные из Ростова-на-Дону, где их демонтировали, установив новые. Омск должен был «донашивать чужое пальто». А условия труда? Технология изготовления была весьма примитивная и очень вредная для здоровья печатников, так как при этом использовалась смесь свинца, сурьмы и олова. Недаром профессии печатника и линотиписта считались вредными, а работающим выдавали специальное молочное питание, соки.
И все же старались омские полиграфисты держать марку — постоянно входили в семерку лучших типографий, которые с высоким качеством печатали «Правду».
— Особое испытание выпадало нашему коллективу в дни работы партийных съездов, когда шел такой вал материалов (доклады, прения, постановления), что количество газетных полос увеличивалось в 2-3 раза! — продолжает Александр Николаевич. — Задача стояла предельно жесткая: тираж газеты должен быть отпечатан в такие же сроки, как и всегда. Задержек быть не должно! И печатники всю ночь не отходили от машин, выдавая к раннему утру на-гора несколько сотен тысяч экземпляров центральных и местных газет. К утру к усталости добавлялось чувство гордости за свой труд и за то, что не подвели журналистов-газетчиков.
Через какое-то время полиграфисты пришли к мнению, что достигать результатов только за счет авралов — не дело. Надо искать другие пути, в частности, совершенствовать технологию печатного процесса.
К тому времени Александр Тягун занимал должность главного инженера издательства и уже хорошо знал все узкие места производства. Все свои усилия он направил на улучшение качества печати и автоматизации процесса.
Вскоре об омском опыте заговорили на высоком всесоюзном уровне, по производственным показателям типография неоднократно входила в тройку лидеров в стране (за звание лучших состязались 59 типографий). Даже переходящее Красное знамя ЦК профсоюза работников культуры побывало у омичей! А директор издательства Александр Николаевич Тягун получает орден «Знак Почета».
Успешная деятельность омских полиграфистов была замечена в столице. Неслучайно, когда рассматривался вопрос о строительстве крупного полиграфического предприятия с современным оборудованием, выбор пал на Омск.
К сожалению, через некоторое время финансирование строительства нового здания (того, где сейчас находится Торгово-выставочный центр «Каскад») прекратилось. Нужно было спасать уникальное оборудование. Тягун принимает, как оказалось, верное решение: забрать две уцелевшие офсетные линии и установить их в действующем Доме печати. И получает в ответ… несогласие некоторой части коллектива на предстоящие перемены. Кто-то планы директора воспринял, чуть ли не в штыки. Как, мол, можно без остановки работы типографии начать монтировать новые линии. Аргументом противной стороны стал даже тот факт, что новое оборудование не вписывалось в размеры цеха.
Но ни остановить работу, ни перенести сроки выполнения заказов Дом печати не мог. Время нарождалось рыночное, и предприятию, чтобы выжить, заказы приходилось искать самостоятельно. Здесь брались за любые заказы — и за малотиражный сборник стихов, и буклеты, и брошюры, и карманные календарики. Потеря даже части заказчиков была бы равносильна смерти. Пришлось директору приводить убедительные аргументы в пользу ближайших перспектив.
За последние годы Омский дом печати коренным образом обновил парк полиграфического оборудования. Была приобретена первая в Омске машина ФАСТ-200, позволяющая печатать ролевым способом цветные газеты. И сегодня омичи с удовольствием берут в руки «Комсомольскую правду», «Четверг», «Вечерку» и другие издания с полноцветными вкладками.
Затем появилась американская машина «GOSS», печатающая полноцветные газеты со скоростью 30 тысяч экземпляров в час. Качество продукции постоянно улучшается с помощью приобретаемой итальянской, японской, канадской современной техники… А уже к концу нынешнего года Дом печати удвоит печатные мощности, запустив еще одну модернизированную машину «GOSS».
В среднем, темпы роста производства за последние 5 лет составляют ежегодно 40-50%. И в том, что сегодня Омский дом печати стабильно входит в число лучших государственных типографий России, а торговый знак предприятия является символом высокого качества, отличного полиграфического исполнения, есть огромная заслуга Александра Николаевича.
Продолжение следует…