22 сентября Галина Ануфриевна Коваленко возвращалась домой в начале седьмого вечера. Было еще светло, и она привычно свернула на протоптанную дорожку, чтобы сократить путь к дому. Так ходили все, хотя рядом был тротуар. Может быть, если бы она знала, что ждет ее через несколько секунд, она бы выбрала путь другой. Правильный. Но в жизни всегда бывает иначе…
ЗЕМЛЯ УШЛА ИЗ-ПОД НОГ
Она шагнула на тропинку, чтобы сократить путь, и земля ушла из-под ног. Она даже не успела испугаться, решив, что так не бывает. Но когда ноги, а потом и туловище ушли в вязкую кипящую жижу, и дикая боль пронзила все тело, она поняла, что это реальность.
Края ямы оползали, но Галина Ануфриевна пыталась ухватиться за то, что оказалось под руками, и скорее выбраться из кипящей жижи. И ей это удалось — в считанные минуты она, мокрая и обожженная, выкарабкалась на поверхность, пока края ямы вновь не осыпались.
Буквально несколькими минутами раньше по этой же тропинке прошел домой ее сын Дмитрий Коваленко. Его судьба хранила, но там, под землей, где произошел прорыв трассы горячей воды, кипяток уже делал свое дало, размывая грунт изнутри, готовя ловушку для матери…
Когда Галина Ануфриевна позвонила в дверь, и Дмитрий увидел мать, он понял: только шок держит ее на ногах, случилась беда, страшная беда, последствия которой пока никому не известны. Дмитрий сразу же вызвал «скорую» и вместе с матерью поехал в ожоговый центр БСМП.
— Коваленко поступила в больницу 22 сентября вечером, с ожогами кипятком, — рассказывает заведующий реанимацией Андрей Александрович Рыбаков. – Предварительные прогнозы были неплохие. Однако буквально в два дня ситуация изменилась. В воскресенье, 30-го, она умерла. К сожалению, больше я ничего не могу сказать. Сейчас причины смерти устанавливает судебно-медицинская экспертиза.
ЧП РАЙОННОГО МАСШТАБА
— Да, это чрезвычайное происшествие, — сказал мне Юрий Суслов, заместитель директора по оперативным вопросам Тепловой компании, — А что вы хотите? В городе 2,5 тысячи километров теплосетей! Случилась авария, кипяток подмывал землю изнутри, образовалась пустота. Это дело случая, что земля обрушилась именно в этот момент. Кипяток мог подмывать поверхность, дать вырваться наружу пару, тогда бы люди поняли, что здесь ходить опасно. Не случилось бы такой беды. Ведь можно было идти по тротуару, он всего в нескольких шагах. Но люди выбрали для себя другой путь, там, где проходит теплотрасса.
Юрий Андреевич говорит, что звонок в Тепловую компанию об аварии на Космическом проспекте, 63, где живет семья Коваленко, поступил только около 21 часа. Почти три часа горячая вода продолжала размывать грунт. А по словам очевидцев, паровой столб стоял несколько дней. Это видно на снимках, которые сделал Дмитрий Коваленко: и яма, и пар хорошо видны. Но вот заместитель директора по оперативной работе заверял, что аварийные службы Тепловой компании сработали оперативно. Даже четко. Яму диаметром до полутора метров огородили, воду перекрыли.
Но Дмитрий Коваленко, который сфотографировал парящую преисподнюю, утверждает обратное: работы по ликвидации аварии начались только на следующий день.
— Наши сотрудники были в больнице, — говорит Суслов. — На предприятии была создана комиссия, которая должна была дать оценку аварии. Все документы у нас запросила Октябрьская прокуратура. Теперь только суд назовет причину аварии и ответственных за нее. К семье пострадавшей мы тоже приходили, предлагали помощь. Но они отказались.
МЫ ПРОСИЛИ ПОМОЩИ
Врачи ожогового центра говорят, когда представители Тепловой компании приехали в больницу, они предложили свою помощь. И врачи не отказались от нее. В центре есть несколько клинитронов — это такие кровати из специального песка, в которые укладывают больных с высокой степенью ожогов. Там, как в колыбели, они намного легче переносят мучения: песок создает воздушную подушку, не дает давить на больные места. Но песок имеет свойство слеживаться, и тогда клинитрон становится обычной кроватью. Именно об этом и просили врачи — заменить песок.
— Представители Тепловой компании обещали помощь, но мы ее не получили по сей день, — сказал Андрей Рыбаков. Если бы представители Тепловой компании откликнулись на просьбу врачей и оперативно помогли бы заменить в клинитронах песок, Коваленко могли бы спасти. Так считают лечащие врачи. Шансы выжить у нее были.
— Еще в пятницу я был у мамы, — рассказывает Дмитрий, — она даже попросила меня съездить на дачу, не все успела сделать. Я и расслабился, думал, дела пошли на поправку, если она переживает о таком будничном. В субботу я поехал на дачу, поработал, а когда вернулся в воскресенье, дела были плохи. Мама только смотрела на меня, была в сознании, но говорить уже не могла.
Дмитрий рассказывает, что постоянно спрашивал у врачей, что нужно, какая помощь требуется, он готов был все сделать сам, чтобы скорее поднять мать на ноги, Но врачи говорили, что им ничего не нужно, что у них все есть…
СМЕРТЕЛЬНЫЕ ЛОВУШКИ
Судя по комментариям специалистов Тепловой компании, подобные ЧП подстерегают нас на каждом шагу. По воле случая авария может произойти на любом участке из 2,5 тысячи километров. А вот только земля только ли обрушится или вместе с ней мы канем в бездну — это как судьба распорядится. Шанс заживо свариться в кипятке есть практически у каждого. Подземные коммуникации, которые пронизывают наш город изнутри, давно изношены. Об этом не раз говорил бывший мэр города, почетный гражданин Омска Юрий Глебов. Он давно называет подземную жизнь города с его инфраструктурой главной проблемой Омска. Но что сделано для того, чтобы эта проблема решалась? Отданы в частные руки Тепловые компании? Поделены сети? Приватизирована вся коммуналка в городе? А кто персонально отвечает за смерть человека, который провалился под землю?
Сейчас прокуратура Октябрьского округа проводит независимую экспертизу всех документов, которые предоставлены Тепловой компанией. С врачей БСМП затребованы документы о причинах смерти Галины Коваленко. Потом дело будет передано в суд. Установит ли он виновных, покажет время. Но уже сейчас понятно, что частное определение в адрес администрации города вынесет каждый омич, на пути которого город-убийца расставил свои ловушки.