УЖАСНО КРАСИВО – НУЖНОЕ ПОДЧЕРКНУТЬ

УЖАСНО КРАСИВО – НУЖНОЕ ПОДЧЕРКНУТЬ

Заброшенные промзоны, разрушенные дома, полусгнившие от времени заводские цеха... Кто-то называет это развалинами и старается объезжать-обходить стороной. А кто-то, наоборот, охотится за такими вот сокровищами с фоторужьем наперевес

В Торговом доме «Роба» прошла фотовыставка «Эстетика распада». Экспозиция, посвященная заброшенным городам и «мертвым зонам», за Уралом первая в своем роде.

— В Москве и Питере такие выставки уже проводились трижды, — рассказал организатор «Эстетики» Станислав Буш. — Для нас же это пока явление необычное. Авторов я в основном, что называется, собирал по сети, знакомился с ними на различных Интернет-форумах, посвященных постапокалиптике, заброшенному техномиру. Поэтому омичи увидели работы фотографов из разных городов страны.

Жуткие видеокадры а-ля Хиросима после ядерного удара, угнетающее звуковое сопровождение. А вокруг — «портреты» железных остовов, когда-то наверняка бывших высокотехнологическими и мощными порождениями мысли научной, а ныне превратившихся в настоящих «автозавров». Настоящее кладбище башенных кранов и поездов, заброшенные заводские цеха… Мир мертвой техники. Или мертвый мир, результат рук человеческих? Самого «покорителя» природы, между прочим, нет ни на одном снимке, его вообще нет в этом урбанистическом пространстве. Даже традиционных табличек с названием работ и фамилиями авторов — и тех нет.

— Они были бы лишними, — считает Станислав Буш. — Это отвлекает посетителей от созерцания фотографий в целом. Поэтому мы сознательно «Спрятали» всю необходимую информацию в специальные брошюры-путеводители.

Сочная зелень нетоптаной травы, яркое солнце в высоком чистом небе, а на переднем плане рассыпающееся на части, откровенно дряхлое автотело. Название работы более чем красноречивое — «Он пришел сюда умирать». Ответ на вечный вопрос – кто кого, техника или природа -здесь очевиден.

Хотя вот, судя по другому снимку, возможен и другой вариант. На фотографии — заброшенное, облупившееся и покосившееся от времени здание, которое тем не менее не смирилось со своей участью. Оно умирает, но это не финал, это его постоянная, так сказать, форма существования. И все вокруг — и заколдованное озеро, и застывшие на полпути облака — словно прониклись исходящей от этого дома неживой энергетикой. И не разберешь тут: иллюстрация это к очередному рассказу-фэнтези или наша с вами реальность…

Судя по записям в книге отзывов, выставка эта никого не оставила равнодушным. Экспозиция понравилась всем «отписавшимся» без исключения. Вот только выводы, конечно, каждый сделал свои. «…Даже в ужасном есть прекрасное. Я хочу туда, в места с фотографий, хочу, чтобы их было больше», — написала некая Ольга. Другой посетитель с ней «спорит»: «…Человек все агрессивней наступает на природу. Ужасающие следы этой оккупации мы видим на этих фото. Выставка заставляет о многом задуматься…».

Красиво это или чудовищно, пора ли нам с вами кричать «караул» или стоит научиться созерцать эту иную техногенную красоту? Так или иначе, но путешествия по следам городских сталкеров продолжаются: как сообщил организатор «Эстетики», подобные тематические фотопроекты ждут омичей и в будущем.