ЧТОБЫ ВСЕ ВЕРНУЛИСЬ ЖИВЫМИ

ЧТОБЫ ВСЕ ВЕРНУЛИСЬ ЖИВЫМИ

На средства Президентского гранта в Омске открылся Зал боевой славы ветеранов боевых действий ОВД и ВВ России

ПРОДОЛЖАЕТСЯ БОЙ

Открытие Зала боевой славы прошло скромно. Приглашенных — минимум, все свои. Открывается пока только зал. До музея — далеко. Ветераны боевых действий хранят молчание. У каждого из них — своя война. Ирина Новикова, медсестра. За ее хрупкими плечами — Афганистан. Геннадий Коверда… Работает в областном военном комиссариате. Его война еще не закончена. Его нынешняя работа — призыв юношей на действительную службу. Увы! — локальные конфликты имеют место быть. Значит — продолжается бой. Рядом с ними — ветераны Второй мировой.

На стендах — боевое обмундирование солдата начала XXI века, гильзы и личные вещи ветеранов, карты и фотографии. Что-то принесли сами ветераны. Многое специально привезено из Чечни. Очень мало экспонатов афганских.

— Как обидно бывает, — говорят выступающие, — что имена террористов, несущих смерть и ужас, широко известны миру, а имен защитников не знает никто. Пацаны не могут играть в безымянных героев. Им нужна личность для подражания. За отсутствием других имен — играют в боевиков. Так взращиваются враги Родины. Нам важно растить патриотов. Уже сегодня, сейчас, в этот маленький зал могут приходить классы. Кто-то увидит на фотографиях своих знакомых. Пусть он восхитится тем, что живет рядом с реальным героем войны. Пусть поймет, что значит имя человека настоящего, великодушного всегда и во всем. Не надо тиражировать в прессе имена людей, несущих смерть.

ПРОСТО ЖИТЬ

— Я ведь ничего такого героического не совершила, — вспоминает Ирина Новикова. — Я просто делала ту работу, которую умела. Я лечила людей. Для меня война не окончена. Я работаю в Геронтологическом центре, среди обитателей которого много ветеранов Второй мировой. Когда у меня попросили какие-то экспонаты для Зала боевой славы — улыбнулась. Вот и попала в историю. А подвиг медсестры — ему везде есть место, в душманском кишлаке или в московском госпитале. Просто делай дело и радуйся мелочам жизни.

Среди тех, кто активно способствовал открытию Зала боевой славы, названа группа «Поиск» из училища № 46.

— Это уже большая победа ветеранского движения, — отмечает Владимир Гнусин. — Мальчишки из «Поиска» — отнюдь не паиньки. Увлекшись историей страны, самыми разнообразными ее страницами, подростки уже сейчас являются большими патриотами. Именно такие, бесшабашные и не очень рассудительные люди, и становятся самыми яркими героями истории. Именно о таких слагают песни. Именно для таких слагают песни.

ГРАНТ ОТ ПУТИНА

— Получить Президентский грант не было очень сложной задачей, — рассказывает Владимир Гнусин. — Просто мы очень ответственно подошли к делу. Мы очень четко сформулировали чего и для чего хотим, что сделаем, что уже сделано и что еще предстоит сделать. Потому ни на одном этапе не было проблем с победой. Получив грант, мы очень быстро смогли реализовать его. Уже сейчас идет активная работа по включению нашего Зала в единый комплекс Музея боевой славы омичей. Возможно, в будущем объединение двух экспозиций. Вряд ли это будет сложно. Цели и задачи у нас общие — исторические периоды немного разные. Тут скажу больше — есть в Омске ветераны, прошедшие и Вторую мировую, и Афганистан. Получение Президентского гранта стало первым пунктом в деле реализации большого комплекса мероприятий в решении государственных проблем. Да, да, не меньше, ведь мы говорим о патриотическом воспитании. Будут еще гранты — и мы обязательно примем в них участие.

В завершение мероприятия участникам презентации Зала был предложен небольшой фуршет. Суворовские солдатские и генеральские бутерброды пошли «на ура». Генерал — он тоже солдат, а потому секрет бутербродов солдатских был открыт всем. На тонкий кусочек ржаного хлеба намазать сливочное масло, горчицу (вполовину меньше, чем масла), положить сверху кусочек селедки и тонкий пластик соленого овоща — перчика, огурчика или помидорки. Необычно, дешево и сытно.

Бутерброды ветераны боевых действий ели молча. На экране очень большого телевизора, купленного на средства из Президентского гранта, шел документальный фильм. Еще генерал-майор Виктор Камерцель провожал сибиряков в боевую точку на Кавказе.

— Приказываю вернуться живыми! — сказал Виктор Яковлевич.

И они шли строем — пытаясь выглядеть уверенными, бодрыми и спокойными. До парадного шага было далеко. Иные не попадали в ногу. Рвал душу старинный марш «Прощание славянки».

— Чтобы все вернулись живыми! — отметили участники презентации.