Проблема эта не нова. На золоотвалах в Омском регионе уже накопилось около 60 миллионов тонн золы. Ежегодное пополнение — еще по миллиону тонн. Через несколько лет хранилища будут заполнены. Сегодня у энергетиков есть простой выбор: или строить новые золоотвалы и продолжать платить налоги на восстановление экологии, удорожая тем самым свои услуги населению, или — научиться из отходов, получать доходы.
— Зола — беда, а не основной продукт производства, — отметил выступавший на конференции заведующий кафедрой «Проектирование дорог» СибАДИ Виктор Сиротюк. — До половины массы сжигаемого угля остается в топках в виде золы и шлака. Для начала использования золошлаковых отходов сегодня нужен лишь побудительный мотив. Нормативно и методически вопрос давно проработан.
Выступавшие отмечали: существует не менее трех направлений использования золы. Уже много лет зола используется при строительстве дорог. Грамотно использованная, она с успехом заменяет песок и щебенку. Участки дорог, где была использована зола, десятилетиями служат верой и правдой. Один такой участок — в Большеуковском районе. В Омске такие дороги есть на Рабочих. При условии невысокой интенсивности транспортного движения они не требуют ремонта уже более двадцати лет.
— При этом затраты на строительство дорог снижаются почти на треть, — отметил заместитель председателя Законодательного Собрания Омской области Анатолий Адабир.
Второе направление использования золы — изготовление строительных материалов. Российская Федерация переживает строительный бум. Цемент становится все более дефицитным. Строители пока неохотно применяют материалы на основе золы. При этом методики производства сухих строительных смесей, бетона, теплоизолирующих материалов на основе сухой золы достаточно проработаны.
Еще одно направление использования золы — получение путем глубокой переработки золы оксидов алюминия, железа, кремнезема. Они будут востребованы стройиндустрией, химической и нефтяной промышленностью.
В России золошлаковые отходы используются в незначительной мере – и это притом, что во многих странах уже сегодня более половины отходов деятельности ТЭЦ используется в дело. Пока ОАО «РАО «ЕЭС России» ставит скромную задачу — к 2015 году за счет увеличения мощности установок сухого отбора золы, строительства новых установок, переработки сухой золы в товарную продукцию довести ее использование до 20 процентов. Утилизация золошлаковых отходов омских ТЭЦ — одна из ключевых задач для ОАО «Территориальная генерирующая компания № 11». Уже сегодня запланировано поэтапное введение в строй нескольких перерабатывающих комплексов.
Первый из них — установка по отбору сухой золы на омской ТЭЦ-4. Первая ее очередь производительностью 60 тысяч тонн в год уже действует. Вторая очередь будет иметь производительность 210 тысяч тонн и год. Вместе они обеспечат сырьем два предприятия стройматериалов – комбинат пористых материалов и завод силикатного кирпича, строящиеся при поддержке Правительства Омской области.
Комплексный подход к решению любых проблем давно стал стилем работы в Омской области. В 2009 году установку по отбору сухой золы производительностью 280 тонн в год построят на ТЭЦ-5. Одновременно будут построены заводы по производству цемента, золокерамического кирпича и золоминеральных утеплителей. Пока еще в проекте строительство ТЭЦ – 6, но и там уже запланированы установки по отбору сухой золы.
Лежащая ныне в отвалах, зола может стать поистине золотой. Ее использование в строительстве даст самые разнообразные результаты. Более 150 миллионов штук кирпича, 120 тысяч кубометров пористых материалов, 200 тысяч тонн цемента, 150 тысяч кубометров утеплителя ежегодно — это товарная продукция. Решение насущных экологических проблем, связанных с хранением золы и шлака, позволит уменьшить вред, наносимый природе. Прииртышье получит ряд высокотехнологических производств и большое количество новых рабочих мест. Стройиндустрия региона приобретет собственные ресурсы для дальнейшего развития, что станет важным компонентом в реализации приоритетного национального проекта «Доступное жилье».