ПЛОЩАДЬ ТРЕХ РЕЛИГИЙ

ПЛОЩАДЬ ТРЕХ РЕЛИГИЙ

В центре Омска когда-то мирно соседствовали православный храм, мечеть и костел

В нашей многонаселенной стране вопрос взаимопонимания и мира между людьми разных национальностей и вероисповеданий всегда актуален. И как раз в истории Омска мы находим показательный положительный пример. В середине XIX века в городе создалась своеобразная площадь трех религий, площадь толерантности, как сказали бы сейчас. Это было мудрое решение властей — расположить рядом три культовых сооружения: мечеть, православный храм и костел. Вознеся каждый по-своему молитвы Всевышнему, горожане выходили из их дверей просветленными и, встречаясь друг с другом, обменивались этим светом…

ПО СОСЕДСТВУ С «ДЕТСКИМ МИРОМ»

На месте знакомого всем торгового комплекса «Топаз» когда-то стояла мечеть. Ее появление было вызвано необходимостью наладить взаимопонимание православного русского населения с татарским и казахским, исповедовавшими ислам. В январе 1824 года генерал-губернатор Западной Сибири П.М. Капцевич вошел с предложением в Сибирский комитет — построить в Омске мечеть. В ноябре вопрос был решен положительно, и было обещано субсидирование в течение трех лет, начиная с 1826 года. Монументальное сооружение в стиле классицизма с элементами мусульманской символики было построено по проекту архитектора А.М. Скородумова. Строил мечеть командир Сибирского инженерного округа инженер-полковник С.А. Булыгин с 1827 года по 1829-й. С юга и севера мечеть «конвоировали» минареты — высокие свечеобразные башни. Сверху — широкие граненые купола со шпилем. Строили командированные военнослужащие.

Кстати, есть сведения, что на это культовое место изначально претендовали казаки, но дипломатичные власти сделали более актуальный выбор — можно сказать, в пользу дружбы народов. А казаки позднее все-таки выстроили неподалеку свой собор.

На пересечении теперешних проспекта Маркса и улицы Чкалова стоял большой одноэтажный деревянный, на каменном фундаменте дом под номером 9. Он был возведен одновременно с мечетью в 1829 году. Предназначение — проживание приезжающих в Омск казахских «салтанов и прочих почетных азиатцев». Назывался Посольским домом. Мало того, что оба здания были построены за счет казны — государство брало на себя содержание служителей культа. Имаму выделялось жалованье в 300 рублей, муэдзину — 200, надзирателю — 180, трем сторожам — 210, на отопление и освещение — 400. Всего — 1280 рублей в год. Это была взвешенная национальная политика.

Надо было склонить соседей-мусульман к сотрудничеству с российской администрацией. Посланцы Степи добровольно принимали российское подданство.

В начале ХХ столетия в Омске было две мечети: эта, о которой сказано, — на улице Аптечной (ныне проспект Маркса) и на улице Семинарской (сегодня — улица Маршала Жукова). При обеих находились мектебе — мусульманские школы.

7 августа 1937 года Куйбышевский райсовет принял решение о ликвидации Первой соборной мечети, а 1 сентября 1938 года это решение было утверждено облисполкомом. В 1950-1960-е годы мечеть стояла огороженная деревянным забором. Ее долго и упорно ломали. Солдаты пытались сковырнуть кирпичи ломами. Подрывники произвели несколько взрывов. Автор этих строк, будучи в то время мальчишкой, перелез через забор, зашел в минарет и пытался взобраться по винтообразной лестнице. Тщетно — ступеньки были нарочно сбиты…

В конце 60-х мечеть окончательно разрушили. Только десять лет назад в Омске на 20-й Линии была возведена при содействии властей монументальная соборная мечеть.

СОБОР И НЫНЕ ТАМ

Никольский казачий собор от безжалостного сноса спасся. Красивое здание, к которому поблизости пристроился Концертный зал, стоит на своем прежнем месте. Каковы обстоятельства его возведения? Омск — главный город сибирского казачества. Последнему был необходим духовный центр, главный православный храм. Не случайно посвящен храм наиболее почитаемому сибиряками святому — Николаю Угоднику. За основу был взят проект гениального русского зодчего, академика архитектуры В.П. Стасова. Архитектоника храма во имя Святого Николая Мирликийского Чудотворца напоминает решение величественного Преображенского собора в Санкт-Петербурге. Рабочие чертежи сделал инженер-полковник А. А. Лещев и губернский архитектор П. И. Праман.

Строили храм восемь лет — с 1833-го по 1840-й. Деньги на него охотно жертвовали сами казаки. Здание построено в стиле позднего классицизма. Иконы для церкви созданы выдающимся живописцем М.И. Мягковым. В интерьере имелись росписи — «…голубое с золотым и звездами небо и в нем Господь Саваоф Благословляющий».

Прихожанами Николаевской церкви являлись казаки Омска и близлежащих сел. Здесь благословляли отправляющихся на фронт воинов и служили панихиду по погибшим. Здесь крестили будущего военного инженера, героя Первой мировой и Великой Отечественной войн генерала Д.М. Карбышева. 15 мая 1905 года в храме крестили младенца, который впоследствии стал замечательным русским поэтом Л.Н. Мартыновым. В «Теореме бытия» он писал: «Первым священником, с которым я столкнулся, был отец Леонид Покровский, крестивший меня в Казачьем соборе под знаменем Ермака». Кстати, знамя Ермака, по преданию, подаренное ему Строгановыми перед походом в Сибирь, было доставлено в омскую Никольскую церковь 12 апреля 1883 года из города Березова. В 1916 году храм получил статус собора.

Досталось храму в тяжелую эпоху революции и Гражданской войны. В 1923 году было произведено очередное «изъятие ценностей в пользу голодающих». Вскоре собор у верующих был отнят. Разграбленный храм пустовал. В 1930 году сняли церковные колокола.

В 1934 году в здании разместили клуб строителей им. С. Халтурина. В годы Великой Отечественной войны — проектно-монтажный институт, затем КБ А.Н. Туполева и амбар. В 1940-1950 с годы в храме находился кинотеатр «Победа». Позднее его занимали управление культуры, музыкальная школа, хоровое общество, управление кинофикации, спортивный комитет, клуб «Парус».

В 1970 году появилось решение горисполкома о сносе здания. Однако этому воспротивился ряд деятелей культуры. В 1974 году был произведен ремонт храма.

С 1983-го по 1994 год в соборе располагался зал органной и камерной музыки. С одной стороны, таким образом, удалось сохранить здание. Но с другой стороны, католический музыкальный инструмент в православном храме — это нонсенс! Поэтому орган перенесли в другое помещение, а собор возвратили законному владельцу — Омско-Тарской епархии. В Никольском установили три новых иконостаса. Возобновили богослужение. Собор сохранил свое величие и гармонию.