ПЛОЩАДЬ ТРЕХ РЕЛИГИЙ (продолжение)

ПЛОЩАДЬ ТРЕХ РЕЛИГИЙ (продолжение)

В центре Омска когда-то мирно соседствовали православный храм, мечеть и костел

НА МЕСТЕ ТЮЗА

Там, где сейчас стоит театр для детей и молодежи, в 1862 году был сооружен костел. Его возведение было связано с тем обстоятельством, что в первой половине и середине XIX века в Омск ссылали поляков — участников восстаний. Поэтому в 1860 году в городе оказалось 332 католика. Естественно (хотя это были ссыльные!), встал вопрос о возможности для них молиться в своем храме. 15 ноября 1861 года было получено разрешение — «отставному надворному советнику Поклевскому-Козелло построить в Омске на собственный счет Латинскую церковь».

Проект величественного костела был выполнен архитектором Г.С. Вершининым в готическом стиле со стрельчатыми окнами и порталом. Со временем в здании храма появились орган и иконостас, созданный ссыльными политиками. В начале 1910-х годов к костелу была пристроена высокая стрельчатая колокольня. При костеле было открыто начальное училище Римско-католического благотворительного общества.

Так в Омске образовалась площадь трех религий: Никольский казачий собор, по соседству костел, напротив — мечеть. Но не навечно…

С приходом советской власти настали суровые времена. 22 августа 1930 года был арестован ксендз католического костела в Омске М.М. Бугенис. 20 мая 1931 года судейская палата ОГПУ осудила его на 10 лет лагерей. 1932 год — запрет на богослужение в костеле. Через несколько лет снесли колокольню.

В разные годы в здании размещали то музей, то детский дом. 1 августа 1937 года в переоборудованном здании костела, к которому было пристроено громадное деревянное сооружение, открыли городской Летний театр. Название связано с тем, что в здании не было отопления, им пользовались только летом. Как потом и Казачий собор, костел был принесен в жертву культуре.

С Летним театром у публики связана масса интересных событий. Например, 21 сентября 1942 года здесь состоялся творческий вечер заслуженного артиста РСФСР С.В. Образцова (вместе со своим театром главный кукольник страны был эвакуирован в Омск). Старожилы вспоминают, что в 1940-1950-е годы в этом помещении выступал Пермский оперный театр. Здесь пел Л.О. Утесов. В Летнем театре горсада проходили собрания производственных коллективов, а также замечательные симфонические, скрипичные и вокальные концерты. Тут у одного из заколоченных входов висели смешные плакаты «Окна сатиры ТАСС».

В 1965 году здания костела и Летнего театра были разобраны. Через два года на их месте соорудили театр юного зрителя им. Ленинского комсомола (теперь Омский театр для детей и молодежи).

В отличие от православных и мусульман, у омских католиков нового величественного костела до сих пор не появилось…

ОМСКИЕ ЗВУКИ

Уже упомянутый Леонид Мартынов в 1967 году в «Балладе о композиторе Виссарионе Шебалине», отражая гармонию омской городской мелодии, поэтически кратко рассказал об упомянутых исторических объектах:

«Школа./ Разумеется, и школа./ Но и этот скрип полозьев санных./ И собор — наискосок костела,/ Возвышавшийся вблизи мечети,/ Оглушая колокольным соло,/. Да и крик муллы на минарете…/ А из Крепости, из старой кирхи,/ Плыли воздыхания органа».

В старой кирхе, кстати, сейчас расположен музей областного УВД. Правда, на Иртышской набережной, в районе речного порта, окруженное чистейшим и ухоженным газоном, устремилось ввысь здание новой кирхи. На прежнем месте в Омске осталась синагога. Рядом с Казачьим форштадтом, в Новослободском, когда-то компактно проживали евреи.

На бывшей площади трех религий сегодня остался один православный собор. Но я надеюсь, что столь же гармоничными, как омские звуки в стихах Мартынова, будут у нас всегда отношения приверженцем разных вероучений.