Политическая активность жителей Омска на последних парламентских выборах, как известно, оказалась не на должном уровне: к урнам для голосования в декабре пришли немногим более половины омичей. Несмотря на массированную агитацию, несмотря на организацию контроля за явкой всех сколько-нибудь зависимых от власти граждан, несмотря на бесплатный проезд в автобусах, медосмотры на участках, распродажу дешевого провианта и так далее.
Ситуация выглядит как-то ненормально. Вроде бы решены все вопросы с гарантированным обеспечением результатов на выборах любого уровня. Отработанные политтехнологии позволяют исключить сколько-нибудь существенные отклонения от заранее заданных параметров. А вот продемонстрировать единодушие не удается. Какое там единодушие, когда сотни тысяч омичей выборы просто проигнорировали. Это, считай, намек на протест!
Вопрос, почему проигнорировали, всерьез задавать рискованно, ибо ответ может оказаться неоднозначным. Его никто всерьез и не задает. Творческая мысль чиновников, судя по всему, устремлена опять-таки в сторону поиска технологий. Теперь уже — для обеспечения желаемой явки. Пусть она будет не 99 процентов, как в советские времена, но хотя бы на уровне сегодняшних показателей села, где удалось выработать безотказно действующие приемы.
Однако город — не село, здесь нужны нестандартные решения. Вряд ли мы когда-нибудь узнаем, в чью конкретно светлую голову пришла идея организовать для избирателей, пришедших на участки, лотерею. Официально проводится она под эгидой областного союза предпринимателей. Официально продекларированная цель — демонстрация социальной ответственности бизнеса посредством поддержки политически активных граждан. По имеющейся информации, призовой фонд благотворительной лотереи уже сейчас составляет более 35 миллионов рублей.
И это, очевидно, не предел. Суперприз розыгрыша — автомобиль. Кроме того, будут разыгрываться турпутевки, телевизоры, микроволновки, сотовые телефоны — и так далее, и так далее. Говорят, что выигрышным будет каждый четвертый билет, розданный пришедшим на участки избирателям.
А теперь вопрос: если ноу-хау сработает и явка на мартовских выборах окажется в Омске феноменальной, что докажут результаты эксперимента? Можно ли будет, например, утверждать, что политическая сознательность горожан резко возросла? При желании, конечно, можно. Но, если не лукавить, мы, судя по всему, получим полноценное социологическое исследование, посвященное изучению склонности электората к халяве. В случае успеха омский опыт можно будет внедрить во всероссийском масштабе, и тогда проблема явки на выборы исчезнет раз и навсегда — она просто перейдет из разряда политических в разряд финансово-технических.