ТРЯХНЕМ СТАРИНОЙ

ТРЯХНЕМ СТАРИНОЙ

Сегодня гостями очередной страницы "Книги рекордов "Вашего ОРЕОЛА" стали омские долгожители

По просьбе нашего корреспондента в областном управлении соцзащиты компьютеру дали задание: перечислить всех получателей пенсий в возрасте ста и более лет. И таких в миллионном городе оказалось всего 18 человек! Четверо из них отметили свой вековой юбилей в этом году, ровесников прошлого века (1900-го года рождения) оказалось 10. Лишь трое из этого списка отмерили по жизни уже 105 годочков. А безусловным лидером в забеге длиною в жизнь стала омичка Фекла Ивановна Ваичугова — в октябре 2001 года, дай Бог здоровья, она пересечет отметку в 109 лет. Редакция «Вашего ОРЕОЛА» кроме цветов и конфет вручила победительнице денежный приз в 500 рублей. Вторая половина денежного приза остается пока в редакции на тот случай, если в Омске и Омской области окажется более богатый на годы человек, но по какой-то причине неучтенный собесом. Ждем ваших писем и звонков, конкурс продолжается. А сейчас тряхнем стариной вместе с нашими конкурсантами…

НЭП ИВАН ВСПОМИНАЕТ КАК ЛУЧШЕЕ ВРЕМЯ

К телефону на том конце провода в квартире Москаленко подошли сразу.

— Нам бы Ивана Ивановича.

— Слушаю, — ответил бодрый голос.

-Это вы?!

— Так точно.

Так началось наше знакомство с еще одним юбиляром. В июне омич Иван Москаленко отметил свой 105-й день рождения. Но если этого не знать, то при встрече ему можно дать от силы лет 80. Приветливый и энергичный, он сохранил живой ум, отличную память и чувство юмора. Рассказывает, что родился тринадцатым ребенком в семье, но в приметы не верит. В школе учиться не пришлось по причине отсутствия таковой в их глухой деревне в Шербакульском районе. Читать и писать его научила жившая по соседству учительница. Многодетную семью Москаленко, по тем временам зажиточную, имевшую в личном пользовании 100 гектаров земли, раскулачили. Иван, тогда уже взрослый парень, завербовался на стройку в Среднюю Азию. А когда вернулся, то так и не смог найти следов своих родных. С тех пор подолгу на одном месте не жил, все боялся репрессий. Работал на Урале и Дальнем Востоке.

Иван Иванович считает, что всегда в нем была коммерческая жилка. Видимо, поэтому и вспоминает он как самое лучшее для себя время новую экономическую политику в России. Вот и сейчас, выйдя на балкон, с тоской и сожалением смотрит с высоты десятого этажа на пустырь: «Заброшена землица, а могла бы пользу приносить». Только в 44 года обзавелся собственной семьей. Свою судьбу нашел благодаря любви к сладостям. В обеденный перерыв частенько забегал он в буфет, где и работала приглянувшаяся ему Оля. Поженились перед самой войной. Затем были фронт, тяжелое ранение и снова работа.

Месяц назад схоронил 105-летний Иван свою Оленьку. Они прожили вместе 61 год. Остался теперь один Иван Иванович в квартире многоэтажки на Левобережье, но одиноким себя не чувствует: сын Станислав и сноха Клавдия не забывают, есть любящая его внучка, подрастают правнуки.

ЭТО БЫЛА ЕЕ ЕДИНСТВЕННАЯ РОЗА К ДНЮ РОЖДЕНИЯ

Ольга Михайловна Синиченко, отметившая в этом году вековой юбилей, сама о себе рассказать не может. Недавно из-за болезни потеряла зрение и слух. Подробности ее жизни мы узнали от 76-летней снохи Екатерины Николаевны. Свекровь и сноху объединяет одна пикантная деталь. Обе, каждая в свое время, не захотели брать фамилию мужа.

— Ну представьте, женщина представляется — Бабец. Согласитесь, с такой фамилией всю жизнь насмешек не оберешься. Вот Ольга Михайловна и оставила девичью — Синиченко. И я последовала ее примеру. Слава богу, на отношениях в семейной жизни ни у нее, ни у меня это отрицательно не сказалось, — рассказывает Екатерина Николаевна.

Столетняя юбилярша родилась в городе Сталине на Украине, в годы войны ее семья эвакуировалась на Урал. Замужем побыла совсем недолго, овдовела в 26 лет. Осталась одна с сыном на руках. Красивая, стройная молодая женщина (это видно на фотографии тех лет) сохранила верность первой любви, отвергая многочисленные ухаживания. Всю жизнь работала: в шахте на Украине выдавала заряженные лампы забойщикам, в Чечне следила за культурой обслуживания в столовой, на Урале познавала тонкости пекарского дела. А еще она здорово катала валенки только первый сорт. Даже уже в преклонном возрасте никогда не сидела на лавочке, не любила сплетничать и бездельничать.

В последние годы трепетнее стала относиться к вере в Бога. А в одной из книг вычитала про верующую женщину, которая прожила 130 лет, и решила, что может и ей столько же отмерено.

Ее сноха Екатерина рассказала нам, что к юбилею Ольге Михайловне от службы соцзащиты преподнесли красивую розу. Оказалось, что цветов ей за всю жизнь не дарили. Высохшая розочка и сейчас стоит в вазе.

ОНА ЛЮБИТ ПЕПСИ-КОЛУ И «САНТА-БАРБАРУ»

Старейшина города Омска 108-летняя Фекла Ивановна Ванчугова живет в 12-этажной высотке на улице Богдана Хмельницкого. Всех незнакомых ей гостей сначала принимает за соцработников и ждет от них известия о повышении ей пенсии. Своей она так и не заработала у нашего государства, получает на погибшего на войне мужа 780 рублей. Обижается, что «забыли ее совсем». Правда, старшая дочь Екатерина, которой и самой уже за семьдесят, вспоминает, что три года назад были у них представители городской администрации, даже шампанское приносили на 105-летний юбилей. С тех пор — ничего, «даже открыточку не присылают к праздникам».

Фекла Ивановна корнями наша, сибирячка, родилась в 1892 году в деревне Березовке Новосибирской области. В пять лет осталась круглой сиротой, воспитывала ее бабушка. Выучиться грамоте Фекле так и не пришлось, до сих пор знает только буквы. В 20 лет посватался к ней Иван — видный парень из соседней деревни. Прожили вместе почти тридцать лет, народили семерых детей. После того как в 1943 году пришла с фронта похоронка, -погиб ее Ваня на Курской дуге, — Фекла замуж больше не выходила. Работала всю жизнь на земле, умела все, что нужно уметь деревенской женщине. И вот в последние двенадцать лет, как она теперь шутит, заделалась горожанкой.

— Бабушка Фекла у нас на улицу категорически не выходит, все сквозняков боится, — рассказывает ее дочь. — Зато в быту до сих пор самостоятельна, сама хлопочет у плиты. Телевизор почти не смотрит, признает только один сериал — «Санта-Барбара», который и смотрит уже несколько лет.

За праздничным столом Фекла Ивановна показала себя радушной хозяйкой, при этом искренне нахваливала дочку и зятя, поднимая бокал с шипучей газировкой за их здоровье.

КАЗАШКИ БАШИРА НЕ ЗНАЕТ, ЧТО ЕЙ 105 ЛЕТ

В казахских семьях стариков почитают особенно. Любое пожелание выполняют беспрекословно. Башира-апа своим положением старейшины не злоупотребляет, видит, что детей и внуков вырастила хозяйственных и трудолюбивых. Семья младшенькой ее дочери, 62-летней Марии, — с ними сейчас живет Башира, — держит хозяйство, огород, пристраивает еще одну комнату к дому в старом Кировске. А бабуля тем временем проявляет завидную самостоятельность. Позавтракает и уходит к подружкам на этой же улице. К обеду возвращается — смотрит сериалы. Каждую неделю посещает общественную баню, а потом аккуратно расчесывает длинные, до пояса, волосы и укладывает их в две косы.

В день нашего приезда Башира в очередной раз загостилась у подруги. За ней спешно направили делегацию внуков. Когда в конце улицы появилась бравая старушка с клюкой, у нас закралось сомнение относительно ее возраста.

— Да она и сама не понимает, что ей 105 лет. Хочет еще долго жить, — смеется Мария. Юбилярша в пиджаке и национальной юбке присела на скамейку и очень ответственно отнеслась к фотосъемке. По-русски Башира не говорит, но язык понимает. В 17 лет она вышла замуж, родила семерых детей, а в середине лихой военной годины пришли в ее дом две похоронки — на мужа Кужахмета и старшего сына Касыма. С тех пор замуж больше не выходила, жила с детьми в Таврическом районе, работала в колхозе.

А к старости вдруг проснулась в ней тяга к путешествиям. Объездила уже почти всех многочисленных близких и дальних родственников. В прошлом году, например, побывала в Кокчетаве. Причем добирались туда не поездом, а на машине! Собирается и в этом году. Вот снимут урожай с огорода — и опять в гости на родину, в Казахстан.

НИ КАПЛИ СПИРТНОГО И ЗДОРОВОЕ ПИТАНИЕ

Зоя Тимофеевна Барсукова родилась в 1895 году в семье иконописца в нынешней Свердловской области. Будучи самой старшей, вынянчила трех младших сестер и брата. Но жизнь распорядилась так, что всех их она и пережила. Довольно поздно, в 28 лет, родила первого ребенка, а всего у нее было семеро детей. Когда ей исполнилось 100 лет, на юбилей съехалась вся семья. Бабушка тогда еще жила в деревне одна, вела немудреное хозяйство и уверяла, что в помощи не нуждается. А потом неожиданно пришло известие — парализована. Дочь Валентина забрала ее к себе в Омск. Без особой надежды на успех Валя делала матери массаж, ухаживала как могла. И произошло чудо — Зоя Тимофеевна начала двигаться, снова смогла говорить отдельные слова. Теперь в ее ежедневном расписании обязательное чтение Библии вслух. Домашние считают, что именно это занятие поддерживает ее дух. Однако и мирские развлечения идут ей на пользу. Любит долгожительница посидеть вечером у телевизора, особенно нравится ей Якубович в «Поле чудес». Кстати сказать, телецивилизацию 105-летняя Зоя Тимофеевна познала лишь в последние годы. А до тех пор, живя и работая в деревне бригадиром-овощеводом, поваром в детском саду, слушала только радио. Напоследок Зоя Барсукова выдала нам свой секрет долголетия: «Кушать надо больше молочного, зелени, поменьше мяса и никогда не пить водку, разве что как лекарство при простуде».