Российские школьники хорошо запоминают теоремы и формулы, но в жизни применять свои знания не умеют совершенно. Об этом говорят результаты исследования образования Р15А-2006, в котором участвовало 57 стран: в получившемся рейтинге мы оказались всего лишь в четвертом десятке. Но в Омске, похоже, знают, как исправить ситуацию. Наш областной проект «Путь к успеху» был признан лучшим среди семи тысяч программ, представленных на конкурсе в рамках нацпроекта «Образование». Возможно, именно с омских школ начнется модернизация системы образования России.
УРОКИ ИЗ ЖИЗНИ
— …Ну что, ребята, что нового вы мне сегодня расскажете? Что интересного произошло за последнюю неделю? — начал свой урок Владимир Самотой.
Глядя на обычных тинэйджеров, расположившихся за партами, невольно ждешь что-то вроде повествования о посещении «улетной» дискотеки или сообщения об очередной кинопремьере. АН, нет…
— Косово объявило о своей независимости, — выпалил десятиклассник Никита Ксензов.
— Фидель Кастро отказался от поста президента, — добавила Альбина Насибуллина. — К тому же продолжается падение цен на мировом фондовом рынке…
Это не экономический колледж и не курсы для будущих политиков. Всего лишь одно из занятий для ребят 64-го лицея в рамках проекта «Путь к успеху». Раз в неделю восемнадцать мальчишек и девчонок собираются вместе, чтобы обсудить то, что творится в обществе и мире, чтобы сыграть в предпринимателей или разобраться в своих правах потребителей… Как выжить частному бизнесу в условиях обвала фондового рынка, причем чтоб не только самому выкарабкаться, но и других не потопить? Какая реклама для Омска самая эффективная? Должен ли вуз вернуть деньги абитуриенту, если заранее оплаченные курсы прервали после второго занятия? И вообще — что нужно сделать, чтобы рубль стал международной валютой? Теоремы и формулы здесь вряд ли помогут…
— И это главное! Мы живем в такое время, когда одних знаний недостаточно, — уверен В. Самотой. — Нужно еще уметь их на практике применять, ориентироваться в происходящих в обществе процессах и, что немаловажно, знать свои права и обязанности. Мир меняется каждый день, а мы продолжаем учиться по тем же учебникам. И получается, что даже выпускник-отличник может в результате оказаться «вне игры».
ДВУХ ОДИНАКОВЫХ УЧЕНИКОВ НЕ БЫВАЕТ
Владимир Самотой руководит творческим объединением «Центр активных методов обучения», в котором и была разработана программа «Путь к успеху». Что это такое? Если коротко — дополнительные занятия, расширяющие кругозор и выстраивающиеся по принципу «обо всем и сразу», как говорят дети. Это не факультатив, где школьник занимается углубленным изучением какого-то отдельного предмета, здесь ребята получают знания из тех областей, которые не входят в школьную программу. Например, самоменеджмент, политика, практическая психология, основы правовой грамотности… Плюс индивидуальная диагностика профессиональных предпочтений и разработка «личностного плана» для каждого ученика.
— Теперь прямо в школе, без всяких центров профориентации, можно будет узнать о способностях и предпочтениях ребенка, — рассказывает Самотой. — Это никак не связано с его успеваемостью и отметками в дневнике. Ведь двойки и тройки он получает, возможно, только потому, что неинтересно учиться, негде раскрыться талантам…
То, что все мы, по большому счету, делимся на гуманитариев и технарей, теоретиков и практиков, известно, конечно, давно. Но до этого года о профильных классах говорили лишь как об альтернативной форме обучения, желательной, но не обязательной: Министерство образования рекомендовало, а директора уже выбирали на свое усмотрение — прислушиваться или нет. И в результате в большинстве школ «физики» и «лирики» продолжают учиться вместе…
— Теперь наш проект признали на федеральном уровне, а это значит, что эксперимент окончен, и с Омска, возможно, начнется реальное преобразование системы, — пояснил руководитель центра. — Если сейчас в проекте задействовано 11 омских школ, то уже в этом году их число увеличится до 28.
РЕФОРМА СНИЗУ
«Путь к успеху» — это дополнительные занятия, общеобразовательный стандарт с русским и математикой никто не отменяет. Но составление рейтинга учеников, как альтернатива классическим отметкам, различные тесты и тренинги, помогающие понять, что же тебе нужно на самом деле, меняют взгляд школьников на сам процесс обучения.
— Я понял, чего хочу добиться, понял, на что способен, — поделился ученик 10 «Д» класса лицея № 64 Семен Ростомян. — И теперь я не просто выполняю задания учителей, но сам в каком-то смысле предъявляю к ним определенные требования: не довольствуюсь только тем, что дает стандартная программа, а стараюсь получить как можно больше по тем предметам, которые мне действительно нужны.
По задумке разработчиков новой программы, в этом и есть смысл — когда сами ученики и их родители становятся заказчиками. Когда они сами формируют свою индивидуальную систему образования. Руководствуясь личными предпочтениями, возможностями и, что немаловажно, запросами рынка труда.
— Не секрет, что многие выпускники школ выходят во взрослую жизнь, толком не понимая, в какую профессиональную сферу им притулиться, — пояснил Самотой. — Да и после вуза вчерашние студенты часто, что называется, теряются в пространстве. Избежать этого поможет плотное сотрудничество с омскими бизнесменами на всех этапах обучения наших ребят. Мы «ведем» детей, начиная с 8-го класса, не бросаем в вузах и сузах и, по сути, продолжаем работу до самого их трудоустройства. Таким образом, создается единая база данных на всех специалистов Омска, а в перспективе и всей страны. В этой базе будут единые критерии оценки знаний и навыков, а значит, и работодателю будет проще сориентироваться при выборе кандидата.
Понятное дело, что охватить всех учеников на первом этапе просто не реально. Где-то будут создаваться целые профильные классы, начиная с 8-го, где-то сборные группы из всей параллели. Кто попадет в проект, определят тесты, разработанные специалистами центра.
— В первую очередь мы займемся, так сказать, интеллектуалами, — пояснил Самотой. — Потому что это, в некотором смысле, проще — нужно только желание самих ребят и свободное помещение, например, та же библиотека, как в 64-м лицее. Схема таких занятий уже отработана, сейчас передаем свой опыт школам, чтобы любой учитель мог включиться в проект.
Следующим этапом станет организация процесса обучения для тех, кому интересней ручной труд. Как заметил президент областного союза предпринимателей Виталий Путинцев, система подготовки некоторых специалистов переживает сейчас не лучшие времена, и омский бизнес заинтересован в воспитании будущих кадров, начиная со школьной скамьи. А это значит, что у школьников и правда будет шанс на практике проверить все свои теоретические знания. К тому же еще в процессе игры, что называется, себя показать, других посмотреть, чтоб потом мир за стенами школы не казался чем-то пугающим и непонятным…
На снимке: В. Ф. Самотой знакомит ребят с общим рейтингом учеников.