О фонде М. В. Горохова автор этих строк узнал случайно: нужна была фотография Омска времён Великой Отечественной. В Государственном архиве Омской области специалист отдела, где хранятся снимки, Светлана Иванова долго искала фото. Во время войны почти не снимали. Фото нашли среди снимков фонда М. В. Горохова. Оказалось, это очень богатая коллекция снимков — всего 1613 фото. Есть и ещё более богатые коллекции, к примеру, фонд заведующего отделом иллюстраций той же «Омской правды» Виктора Резниченко, он насчитывает более десяти тысяч фото. Но это позже, это 60-е — 80-е годы прошлого века. А Горохов оставил фотосвидетельства эпохи, которой и очевидцев осталось не так уж много.
Захотелось узнать: кто такой Горохов? Это оказалось не так просто. Председатель областной организации Союза журналистов России Татьяна Бессонова дала телефоны ветеранов организации. Ветераны охотно откликнулись, однако Горохова они не знали лично. Юрий Шпаков, в 50-е годы работавший в газете «Молодой сибиряк», а позже ставший корреспондентом главной газеты страны — «Правды», посоветовал позвонить Эдуарду Савину, тоже работавшему в 50-е годы в «Молодом сибиряке». Эдуард Исаакович, патриарх газетного фото в Омске, вспомнил Горохова!
— Его звали Михаил, он уехал из Омска в середине 50-х, — сказал Эдуард Исаакович. — Хороший был парень и фотокорреспондент профессиональный.
Фонд снимков Горохова поступил в Государственный архив Омской области в 1968 году, описывали его до 1970 года. Об авторе снимков в архиве ничего не известно. Снимки передала в архив редакция «Омской правды». Но, может быть, в Омске остались родные фотокорреспондента? Если кому-либо что-то известно об этом человеке и его судьбе, «Ваш ОРЕОЛ» готов рассказать омичам о нём. Ведь его фотообъектив запечатлел целую эпоху! Сейчас в преддверии, как раньше писали, подготовки к 300-летию Омска фотонаследие Горохова приобретает особое значение. Не хотелось бы, чтобы по нынешней моде к юбилею издали глянцевые, так называемые имиджевые альбомы с портретами исключительно нынешних лидеров. Альбомы будут, в этом нет сомнений. И покрасоваться в них желающие найдутся из тех, кто при власти. Но почему бы не вспомнить и не издать альбом, отражающий реальную, лишённую идеологических пристрастий летопись Омска? Ведь в Сибири нет другого города, где так ярко воплотилась вся история России трёх последних веков. Пусть там будут и красные, и белые, и Колчак, и Достоевский, и Великая Отечественная, на трагической ноте вдохнувшая в забытый Богом степной город его новое будущее.
В областном архиве специалисты сейчас описывают уникальный фонд, переданный в дар Омску одним из последних хранителей документов русских эмигрантов — Андреем Шмеманом. Среди реликвий есть и книга, изданная в России к Всемирной выставке в Париже в 1900 году. В этой книге нет портретов правителей губерний, зато есть информация обо всех отраслях хозяйства, развитых в стране на тот момент. И о Сибири — тоже полная информация. Это вам не политтехнология какая-нибудь, никаких нацпроектов, агиток о том, что жить стало хорошо, а полная картина российской действительности на тот момент. Вот и к 300-летию Омска хотелось бы надеяться увидеть не модные и пустые, по сути глянцевые журналы, которые нынче издают почти все министерства областного правительства, а монографию, альбом, посвящённый Омску, его богатой истории. Кстати, популярных монографий, рассказывающих о городе, не издавалось очень давно. Не обидно ли для миллионного города, да ещё перед его грядущим 300-летием?