ЦЕНА ЛИРИЧЕСКОГО ОФОРМЛЕНИЯ

Вступило в законную силу постановление о привлечении директора кафе «Белая крепость» к административной ответственности, вынесенное Октябрьским районным судом Омска

Случай довольно редкий, но для нашего города уже не единственный.

В конце мая в кафе нагрянула проверка районной прокуратуры и отдела по борьбе с преступлениями в сфере потребительского рынка. Проверяющие обнаружили, что в заведении звучит музыка, в том числе популярные песни Юрия Антонова. Меж тем администрация «Белой крепости» не потрудилась заключить договор с общероссийской общественной организацией «Российское авторское общество», точнее, с ее филиалом, действующим на территории нашей области. Работа в Омске ведется третий год, а само общество существует уже более ста лет. Оно представляет интересы 22 тысяч российских авторов. Кроме того, заключены договоры почти с сотней аналогичных зарубежных организаций.

Таким образом «Российское авторское общество» на сегодняшний день следит за соблюдением авторских прав практически всех современных композиторов, поэтов и певцов. Что касается умерших творцов, их наследники должны получать отчисления на протяжении 70 лет со дня смерти или со дня первого обнародования произведения (если оно состоялось уже после похорон). То есть включать в ресторане Чайковского, Моцарта или русские частушки можно без всяких договоров. А вот ставить в коммерческих целях песни современных певцов без финансовых отчислений нельзя. Более того, их нельзя и перепевать в публичных местах, как профессиональным певцам, так и любителям караоке. Правда, ответственность в таких случаях несут не те, кто поет, а те, кто организует мероприятие. Кстати, запрещено в коммерческих целях включать и музыкальные радиостанции.

Вопрос в том, как отличить коммерческие цели от некоммерческих. В случае с кафе «Белая крепость» суд пришел к выводу, что приятная музыка служит дополнительным средством для привлечения клиентов. Вдобавок, как выяснилось в суде, стоимость лирического оформления заложена в счет. Директору пришлось выплатить штраф. Сейчас кафе уже заключило договор.

Кстати, законопослушные рестораторы не только ежемесячно платят обществу несколько тысяч рублей, но еще и отчитываются, какую конкретно музыку они ставили для посетителей, чтобы общество могло распределять финансовые поступления между правообладателями. Хлопотно, но деваться некуда, число заведений общепита, готовых сотрудничать с авторской организацией, растет. А вот с магазинами пока ситуация другая. По словам представителя Сибирского филиала РАО Игоря Горбика, была попытка привлечь к административной ответственности «Континент». Но доказать, что музыка завлекает покупателей, не удалось. Администрация магазина заявила, что песни — это всего лишь фон для торговли. Тем не менее, РАО сдаваться не собирается. Как говорит Игорь Горбик, теперь организация намерена судиться с «Континентом» уже в гражданском порядке. И речь пойдет о совсем других суммах. Закон позволяет требовать до 30 тысяч за каждую без разрешения использованную песню. Чем закончится история с «Континентом», покажет время. Но теоретически попасть под штраф сейчас рискуют не только рестораторы и торговцы, ведь музыку повсеместно включают в спортивных клубах, салонах красоты, парках и даже маршрутках…