О БИОКЛАСТЕРЕ И ПАРНИКОВЫХ ГАЗАХ

Не хочется никого огорчать печальными предзнаменованиями, но наше дело, похоже, не побеждает — биокластер Омской области под угрозой

И зачем на прошлой неделе избранный президент России Дмитрий МЕДВЕДЕВ обратился к коллегам по G8 с предложением о проведении «зернового саммита» и о пересмотре стратегии по производству биотоплива? Но слово не воробей: сказано — сделано. А если уж президент сказал, то делать будут с перевыполнением. Тем более что выразился он весьма доходчиво: мол, есть такой доклад Всемирного банка, в котором говорится, что мировой рост цен на продовольствие на 75% вызван увеличением производства биотоплива. И хотя некоторые президенты сделали вид, что с выводами Всемирного банка еще не успели ознакомиться, но мы-то понимаем, что Омской области уже не судьба построить крупнейшее в стране производство биоэтанола, сопоставимое по масштабам с Омским НПЗ. Не судьба и заменить в бюджете биокластерными доходами уплывшие в направлении Северной Пальмиры деньги Сибнефти. Вряд ли теперь найдутся желающие подрывать продовольственную безопасность страны, перерабатывая ежегодно по 300 тысяч тонн зерна (которое нашему президенту нравится) в какой-то не совсем понятный продукт (который президенту точно не по душе).

И лично я нашего президента в таком принципиальном подходе поддерживаю. Мне этот биотопливный тренд тоже доверия не внушает. Причем уже давно. Ведь биоэтанол, если кто помнит, — это все тот же этанол, то есть С2Н5ОН — этиловый спирт, прозрачная, легко воспламеняющаяся жидкость с резким и характерным запахом. Способов получения этанола вообще-то два: микробиологический (спиртовое брожение) и синтетический (гидратация этилена). Так вот, биоэтанол — это родной брат того самого этилового спирта, который получают сбраживанием растительного сырья (зерновых культур, картофеля, сахарной свеклы, сахарного тростника), то есть путем ферментации Сахаров, а затем используют внутрь с совершенно конкретной целью. Производители С2Н5ОН всегда были, есть и будут на Руси в почете, вот только сильно смущает меня гигантский объем производства и способ дальнейшего использования ценного продукта. Если разливать его в подходящую тару, тогда понятно (и солнце ярче светит, и радостней пейзаж, когда в желудке плещет С2Н5ОН). Но зачем же нормальный продукт бензином разбавлять?

Уже не актуален и главный довод биотопливного лобби — экологичность. Нам ведь что говорили? Что автомобиль когда биоэтанола покушает, то из задней трубы намного меньше СО2 выбрасывает. Отсюда, мол, имеем снижение парникового эффекта. Мы по наивности и поверили. Оказалось, что биоэтанол хоть и чисто горит (спирт, он и в Африке спирт), зато в процессе его производства в атмосферу выделяется от 81 кг до 96 кг СО2 (в пересчете на один килоджоуль). При сгорании бензина (в пересчете на тот же килоджоуль) СО2 выделяется примерно столько же — 94кг. Разве это справедливо? Кому-то и прибыль, и польза, а Омской области только истощенные пашни, выхлоп от нефтезавода и парниковые газы. Спасибо президенту, что вовремя разобрался.