Точнее — отборными они были, когда 23-го июня прибыли на станцию «Карбышево-1», на свалку же их вывозили уже весьма подгнившими. А сгнили «витамины» лишь потому, что в импортно-карантинном разрешении, выданном Россельхознадзором по Омской области хозяину груза — торговому дому «Сибирский», железнодорожный транспорт не значился в качестве возможного для доставки фруктов из Узбекистана.
Развивались события так. Двадцать третьего июня вагоны с фруктами беспрепятственно пересекли границу России на участке Исилькульского таможенного пункта. Отметки на сопроводительных документах поставили и таможенники, и пограничники, и фитосанитарный контроль. Правда, последний в разрешении на ввоз продукции сделал приписку о том, что проверка товара должна проводиться по месту прибытия — то есть в Омске. В Омске же фитосанитарный контроль, обнаружив в разрешении отсутствие сокращения «ЖД», вынес категоричный вердикт: ввоз запрещён! Это значит, что товар подлежит возврату. Только как можно запретить ввозить то, что уже ввезено? И как можно вывезти назад, если для этого требуются все те же разрешения, что и при ввозе?
Пока сотрудники торгового дома «Сибирский» пытались взывать к здравому смыслу чиновников, фрукты начали портиться. У предпринимателей даже появилась идея растаможить груз и бесплатно отдать детским домам, но обратиться с таким предложением без разрешения всё того же фитосанитарного надзора оказалось не к кому. В конце концов, остался только один выход — фрукты уничтожить. Однако и это оказалось непросто: нужно собрать кучу разрешений в различных инстанциях. В пылу сбора разных бумажек предприниматели обратились за разрешением на уничтожение всё в тот же фитосанитарный контроль, который в своём официальном ответе пояснил, что… к уничтожению фруктов отношения не имеет. В торговом же доме «Сибирский» считают, что как раз фитосанитарный контроль к случившемуся имеет самое прямое отношение, и обратились с жалобой в областную прокуратуру.
А пока идёт разбирательство, кто прав, кто виноват, в Омске растут цены на ставшие вдруг дефицитными абрикосы и сливы. Кому стало хорошо от такой принципиальности санитаров? В управлении фитосанитарного контроля, кроме как «если мы всем будем разрешать, то зачем здесь сидим», ничего сказать не могут.