ГОЛОДОВКА ИЗ-ЗА УРАВНИЛОВКИ

Ключевцы воюют с системой ЖКХ, сохранившейся с советских времен

Война жителей пригородного поселка Ключи с районными коммунальщиками, о ходе которой не раз рассказывала наша газета, вступила в «горячую» фазу. ИГУП ЖКХ отрубило ключевцам горячую воду, а те в ответ объявили голодовку и разослали сигналы 8О8 во все возможные инстанции.

Коротко напомним читателям суть конфликта. Многие годы тепло в поселок поставляли омские энергетики, и народ платил за него столько же, сколько и потребители областного центра. Два года назад здесь появилась собственная котельная, которую построила компания «Октан» при финансовом участии регионального бюджета. Современная котельная работает на дешевом природном газе и, соответственно, производит дешевое тепло. Вскоре после ее запуска «Октан» разослал местным жителям договоры на поставку энергии по тарифу 11 рублей за квадратный метр жилплощади, что ключевцев очень даже устраивало.

Но это абсолютно не устраивало местных коммунальщиков, поскольку тариф в районе формируется среднекотловым методом и в два с лишним раза превышает тариф «Октана». Почему именно этот принцип взят на вооружение, понятно: таким образом удается компенсировать колоссальные затраты на производство тепла в населенных пунктах с допотопными котельными.

Одним словом, МУП ЖКХ района заявило, что договоры ключевцев с «Октаном» неправильные и разослало им свои — со среднерайонным тарифом. Народ возмутился и отказался платить. На сегодняшний день долги местных жителей перед коммунальщиками составляют более 25 миллионов рублей. Многоэтажки отключили от горячего водоснабжения, грозят отрезать электричество. В ответ — голодовка.

Такова в общих чертах хроника событий. С точки зрения принятых законодательством норм, всей логики проводимой в стране коммунальной реформы позиция ключевцев выглядит вполне обоснованной. Кто им МУП ЖКХ? По сути, никто. Письменных договоров с жилконторой граждане не заключали. Роль управляющей организации ей не доверяли, выбрав форму непосредственного управления домами, что позволяет напрямую заключать соглашения с поставщиками коммунальных услуг. Да, в конечный тариф на теплоснабжение должна входить и стоимость транспортировки энергоносителя по сетям, принадлежащим МУП ЖКХ. Но это тоже регулируемая составляющая, и она не может быть слишком большой. Что касается внутридомовых коммуникаций, то их обслуживание ключевцы вправе доверить как муниципальному предприятию, так и любой другой организации. А задача местных властей, между прочим, в том и заключается, чтобы помочь выстроить новые отношения в жилищ, но-коммунальной сфере, оказать правовую поддержку, предотвратить вполне вероятные юридические оплошности. Но уж никак не душить хилые зачатки реформы.

Действия главы районной администрации Алексея Баранова, который предпринимает титанические усилия, чтобы вернуть бунтовщиков под крыло муниципального предприятия, ключевцы хлестко сравнивают с агрессией грузинского лидера Саакашвили в отношении Южной Осетии. Хотя, если разобраться, Баранов сам является заложником ситуации. Ведь именно усредненные тарифы позволяют поддерживать районную систему ЖКХ в относительно работоспособном состоянии. Стоит вытащить из общего котла «легкие» затраты таких населенных пунктов, как Ключи, и суммы в платежках жителей других селений взлетят в разы. Дотировать работу крайне неэффективных котельных районный бюджет, безусловно, не сможет. Из вышестоящего — денег тоже никто не даст.

В общем, ключевцы воюют не с Барановым, а с системой ЖКХ, сохранившейся в регионе с советских времен. И чтобы предсказать исход этой борьбы, достаточно задать простой вопрос: что легче — задавить бунтовщиков или же заняться тяжким, затратным процессом реформирования многострадальной отрасли, который вдобавок еще наверняка аукнется политическими издержками? Ведь заоблачные тарифы во многих населенных пунктах обнажат реальное положение дел в коммунальном хозяйстве, которое прикрывается средневзвешенными тарифами. Сегодня убыточные котельные дотирует само население — к примеру, те же ключевцы. Если они перестанут это делать, издержки так или иначе придется покрывать из бюджета. Либо посредством жилищных субсидий гражданам, либо путем прямой финансовой поддержки предприятий ЖКХ, либо выделением денег на техническое перевооружение отрасли.