Вот уж поистине, оппозиция в нашей стране — та, что ещё шевелится, сродни власти, против которой вроде бы борется. И те и другие вышли из одной партии -КПСС, которую погубили косность и начётничество. Вся страна обеспокоена событиями на Кавказе и их последствиями для жизни народа. Власть, похоже, эти последствия особо не просматривала, когда отдавала приказ стрелять. А омских коммунистов на сегодняшний момент более всего волнует: поставят ли в Омске памятник адмиралу Колчаку? В пятницу на прошлой неделе региональное отделение КПРФ провело пикет у областного министерства культуры на улице Гагарина.
Пикетчиков было примерно столько же, сколько журналистов и сотрудников в штатском. Прохожие внимания на пикетчиков не обращали, хотя зрелище получилось экзотическое. Две девушки пели под гитару известные куплеты про «правителя омского», третья раздавала листовку в стиле «ужастика», где Колчак изображён на манер вампира со струями крови изо рта. На одном из плакатов написано: «Деньги на памятник Колчаку — детям Южной Осетии, гражданам России». Чтобы, так сказать, привязать пикет к политическому моменту. Между тем плакат вызвал неожиданную аналогию между правителями разных эпох и культур. Оба, и Михаил Саакашвили, и Александр Колчак, отправляя войска в сражение, считали или оправдывали собственные решения тем, что наводят конституционный порядок в своих странах. Оба пользовались поддержкой Запада. Один уже прочно вошёл в историю, нравится это кому-то или нет. Другой имеет реальный шанс войти как патриот единой Грузии и «твёрдая рука».
Повод для очередной акции против памятника Верховному правителю России коммунисты увидели в презентации фильма «Адмирал», который скоро выйдет на телеэкраны. Между тем есть гораздо более весомый повод нынче осенью вспомнить об адмирале Колчаке: Александр Васильевич появился в Омске ровно 90 лет назад, в октябре 1918 года он стал Верховным правителем России. На этом посту Колчак и в самом деле на много лет для жителей части Сибири, Алтая, нынешнего Казахстана превратился в символ белого террора. Но красный террор, не менее беспощадный, а по численности жертв во много раз, превзошедший белый, начал исторический отсчёт ещё раньше, когда 5 сентября 1918 года Владимир Ленин инициировал распоряжение о расстрелах на месте только по подозрению в контрреволюции, создании концентрационных лагерей, трудовой повинности для чуждых революции элементов.
Омску суждено было сыграть особую роль в Гражданской войне, эту роль нельзя вычеркнуть из истории. Что касается памятников, то, к примеру, в Финляндии, Франции, где тоже кипели страсти гражданских войн, есть монументы в честь героев обеих противоборствовавших сторон. В Омске же пока есть памятники только красным героям, так что статуя адмирала не только украсит город, явно обеднённый подобными деталями городского пейзажа, но и в какой-то степени восстановит историческую справедливость.