«ТО, ЧТО ПРОИЗОШЛО В ОМСКЕ, БЕСПРЕЦЕДЕНТНО, ЭТО БЕЗОБРАЗИЕ. НИ В ОДНОМ СУБЪЕКТЕ РФ НЕ БЫЛО НИЧЕГО ПОДОБНОГО»

«ТО, ЧТО ПРОИЗОШЛО В ОМСКЕ, БЕСПРЕЦЕДЕНТНО, ЭТО БЕЗОБРАЗИЕ. НИ В ОДНОМ СУБЪЕКТЕ РФ НЕ БЫЛО НИЧЕГО ПОДОБНОГО»

25 сентября председатель Центральной избирательной комиссии Российской Федерации Владимир ЧУРОВ встретился с журналистами страны

Произошло это в Дагомысе на XIII Международном фестивале СМИ «Вся Россия». Во встрече принял участие главный редактор газеты «Коммерческие вести» Марат ИСАНГАЗИН. Мы представляем читателям краткий отчет с мероприятия, расшифрованный с магнитной ленты.

О САЙТЕ ЦИК

Недавно мы презентовали обновленный сайт Центральной избирательной комиссии. Мы стали размещать на нем ленту провинциальных новостей, связанных с выборами. Кроме того, на сайте открылся электронный архив Центризбиркома, начиная с 1993 года. В ближайшие полгода он будет расширен до 20-х годов. Мы представим там результаты голосования при Владимире Ильиче, при Иосифе Виссарионовиче, при Никите Сергеевиче, при Леониде Ильиче и т.д. С подробностями, не известными широкой публике. Например, мало было известно о так называемых ограниченных выборах 20-х годов, когда значительная часть населения была поражена в правах до Конституции 1936 года. Выборы тогда проводились только в рабоче-крестьянской среде.

О РАВЕНСТВЕ ДОСТУПА КАНДИДАТОВ К СМИ

К сожалению, во всем мире понятия агитации и информации точно не разделены. Российское законодательство, кстати, в этом плане одно из наиболее изощренных. Наши законодатели пытались пойти по пути точного разграничения, но ничего у них из этого не вышло. Многие государства идут по пути полной либерализации. Я, кстати, придерживаюсь этой точки зрения: вообще никаких ограничений ни в один период на агитацию не вводить. Невозможно соблюсти равенство всех кандидатов в информационном поле. Каждый человек индивидуален: один умеет говорить, другой — нет, один шепелявит, другой картавит. Но возможно обеспечить равный доступ. Каждый кандидат за одинаковые деньги одинаковое время получает. Наша обязанность обеспечить каждому кандидату, каждой партии тот необходимый минимум информационного пространства, который достаточен для информирования избирателя о своей программе, о себе любимом и т.д. Вот мы сейчас впервые представим общественности результаты нашего мониторинга информационного поля на выборах в США. У нас уже есть предварительные зондажи. Могу сказать: информационное поле абсолютно неравномерно. Был период, когда ОБАМА имел ровно в четыре раза больше эфирного времени, чем МАККЕЙН.

О ПРАВЕ ЖУРНАЛИСТОВ НА НЕГАТИВНУЮ ИНФОРМАЦИЮ О КАНДИДАТАХ НАКАНУНЕ ВЫБОРОВ

Закон не ограничивает права журналистов на информацию. Ограничения касаются материалов, опубликованных за счет избирательного фонда конкурента. А независимое журналистское расследование — бога ради.

Мы знаем много таких примеров. Немало кандидатов было снято с дистанции благодаря работе журналистов по изучению их дипломов. Недавно один из кандидатов не стал сенатором по этой причине. Один из мэров лишился своего поста. Никто не запрещает журналисту проводить расследование и разоблачать неверную информацию. Мы тоже это делаем. Хотя закон теперь не требует снятия с регистрации кандидатов за недостоверно указанное имущество. Но мы обязаны публиковать данные о несоответствии реального и задекларированного. Мы это делаем. Журналисты используют эту информацию.

ОБ УНИЧТОЖЕНИИ ОМСКИМ ОБЛИЗБИРКОМОМ ПЕРВИЧНЫХ ПРОТОКОЛОВ ВЫБОРОВ ПРЕЗИДЕНТА РОССИИ

Это безобразие. Это совершенно уникальный случай за много лет. Если бы я мог, я бы председателя омской избирательной комиссии уволил. Но дело в том, что у нас такая система, что избиркомы субъектов Российской Федерации являются специальными государственными органами субъекта Федерации. И, несмотря на то, что я их финансирую из федерального бюджета более чем наполовину, административного взыскания наложить не могу. Написал несколько грозных писем моему коллеге в Омске и предупредил его о персональной ответственности. Случай беспрецедентный. Ни в одном субъекте Российской Федерации не было ничего подобного и, надеюсь, не будет. Что касается дальнейшей судьбы сотрудников тамошнего избиркома, несколько уже понесли наказание. И у меня есть большое желание, чтобы они больше никогда не работали в избирательной системе. Но подтвердить и теперь пересчитать данные голосования невозможно, потому что документы уничтожены. Приведу другой пример. Мы действительно очень бережно храним документы. Это наш главный инструмент для борьбы с различными инсинуациями. Например, в одном подмосковном городе самые лучшие эксперты независимого гражданского общества, которых я хорошо знаю и с которыми мы сотрудничаем, подали в суд на пересчет голосов, утверждая, что была фальсификация. Слушал, слушал судья и спросил: бюллетени сохранились? Так точно! Несите их сюда, вскрывайте, пересчитывайте. Принесли. Печати те? Те. Наблюдатели подтверждают (при них опечатывали)? Подтверждают. Открывайте, считайте. Прямо в суде и подсчитали. Протоколы совпадают? Совпадают. Решение было принято. Так что мы не заинтересованы в уничтожении документации. И то, что произошло в Омске, беспрецедентно. Мы храним наши бумажки еще за 1993 год. Ни одной не потеряно. В нашем электронном архиве, например, впервые вывешен протокол референдума по Конституции. Там еще даже печати не гербовые. Центризбирком был создан указом 29 сентября 1993 года. Этот протокол мы оцифровали и вывесили.

О КАДРАХ

Хочу резко омолодить состав избирательных комиссий, ориентируясь на студентов-старшекурсников юридических вузов, аспирантов, преподавателей. Более того, сейчас обсуждаем введение «военных билетов». Хотим создать такой кадровый резерв участковых избирательных комиссий. Они же непостоянные. Хотим ввести что-то вроде ВУС — мужики знают — военно-учетная специальность. В комиссии ведь есть специализация — председатель, секретарь, работающий с выносной урной, обеспечивающий работу наблюдателей, обеспечивающий оборудование участков и т.д. Этому надо учить, причем для федеральной компании — года три. Поэтому мы думаем над тем, чтобы создать кадровый актив, ввести избирательно-учетные специальности. Это будет небольшая картонная карточка, где будет отметка об участии в организации избирательной кампании и отметка о прохождении переквалификационных курсов и т.д. И тогда в каждой территориальной избирательной комиссии будет картотека. У нас поставлена задача: к 2011 году, чтобы три миллиона человек прошли переподготовку всех уровней — от начальной до докторантуры.