МОГ БЫ ЖИТЬ…

28-летнему омичу не повезло - он угодил в больницу в праздники

Если кто попал в больницу в праздники и не может дозваться дежурного врача — делайте оттуда ноги

А не можете удрать — ругайтесь, грозитесь пожаловаться в инстанции, добивайтесь должного к себе отношения. Так вы спасете свое здоровье, а может, и жизнь… По статистике омского Центра медицинского права, трагические случаи в больницах приходятся чаще всего на выходные и праздничные дни. Один из таких случаев произошел с 28-летним омичом Алексеем Поляковым.

19 февраля 2007 года Леша вернулся от любимой девушки и пожаловался маме на боль в животе. Парень попытался перетерпеть, но когда от боли упал, мать вызвала «скорую». Лешу госпитализировали в БСМП-2, что на улице Лизы Чайкиной.

На следующий день ему сделали лапароскопию (осмотр органов брюшной полости через прокол в животе), однако диагноз установить не смогли. Два дня парень находился под наблюдением врачей, а потом наступило 23 февраля. И в этот день, и на следующий Лешу, как он рассказывал родным, никто не осматривал. А ему становилось все хуже.

Рассказывает Мария Алексеевна Полякова:

Нас перестали пускать к Леше в палату, и он сам, едва держась на ногах, выходил к нам в фойе — хотя бы на пять минут. Сидеть он тоже не мог, поэтому вскоре уходил, но просил навещать. Мол, скажите, что идете к соседу по палате, вас пропустят. Мы так и не решились… Он очень сильно ослабел и жаловался, что, кроме анальгина с димедролом, чтобы заглушить боль, ему ничего не колют. Случайно моя сестра-педиатр увидела Лешин анализ крови и воскликнула: «Чего они ждут? Нужно срочное обеззараживание крови, может быть сепсис!» Но мы тогда доверяли врачам…

В ночь с 24 на 25 февраля парень от слабости не устоял на ногах, упал. Ему стали наконец оказывать помощь, но было поздно. Возникла дыхательная недостаточность, Леша умер.

После этого медики заверили его родных в том, что все они сделали правильно. В прокуратуре в возбуждении уголовного дела по факту смерти пациента было отказано, поскольку заключение омских судмедэкспертов гласило: «При анализе данного случая не было проявления халатности, невежества или небрежности…» Не нашла дефектов в оказании медпомощи и служебная проверка, проведенная департаментом здравоохранения Омска. Мол, имели место объективные трудности, связанные с редкостью, сложностью, атипичностью проявления патологии…

Родственники в это не поверили и с помощью Центра медицинского права вчинили больнице судебный иск в гражданском порядке. На процессе завотделением хирургии, реаниматолог и начмед БСМП-2 вновь доказывали, что лечили качественно. Однако судмедэкспертиза, проведенная по ходатайству Центра медицинского права не в Омске, установила следующие дефекты оказания медпомощи: отсутствие врачебного наблюдения с 22 февраля до 2 часов 15 минут (пока парень не упал) 25 февраля, а также неполноценное функционирование дренажа плевральной полости, установленного 25 февраля в 2.15. Вдобавок к этому — отсутствие мероприятий для борьбы с острой дыхательной недостаточностью при поступлении в отдtление реанимации в 4 часа 25 февраля.

Отсутствие врачебного наблюдения, сделали вывод эксперты, обусловило запоздалую диагностику прогрессирования гнойно-септических осложнений. А значит — опоздание с началом необходимых лечебных мероприятий. И вот заключение СМЭ: «Более раннее выявление гнойносептических осложнений и начало лечебных мероприятий могли предотвратить наступление смерти».

В результате Октябрьский райсуд Омска вынес решение в пользу истцов: отца, матери и брата Леши Полякова, взыскав в связи с его смертью из-за дефектов медпомощи с БСМП-2 120 тысяч рублей компенсации морального вреда. (У ответчиков есть право обжаловать решение суда до вступления его в законную силу.)

А родители и брат погибшего пациента теперь могли бы возбудить в отношении медиков уголовное дело. Однако сил на это у них не осталось.

— Я хотела наказать врачей, но еще одного разбирательства не выдержу, — сказала корреспонденту «Труда-7» Мария Алексеевна, — пусть то, что они сделали, останется на их совести.

Руководитель Центра медицинского права Алексей Панов добавил:
По статистике Центра, 80% всех неблагоприятных исходов в больницах обусловлено ненадлежащим наблюдением в праздничные и выходные дни. Я могу подтвердить конкретными судебными разбирательствами следующие свои слова: находиться в это время в больницах крайне опасно. Случай Леши Полякова тому подтверждение. Хотя на суде медики утверждали, что 23-24 февраля его осматривал дежурный врач, записей об этом в медкарте не оказалось.

Теперь пару строк о том, что для семьи Поляковых, в общем-то, не имеет значения. Октябрьский райсуд Омска назначил компенсацию: отцу, матери, брату — по 40 тысяч рублей. Месяц назад «Труд-7» описывал другое дело — филиала Центра медицинского права в Новосибирске. Там женщина за ампутацию ноги отсудила у больницы 2 млн рублей. В сравнении с этим компенсация за жизнь молодого парня кажется просто неприличной.