ЗА ЧЕЙ СЧЕТ ДОБРОТА?

«Перелетным птицам не место в городах. Об этом знают во всем мире, за исключением Омска»

Не утихают страсти вокруг возможной передачи государственного пакета акций (85%) ОАО «Омский аэропорт» в собственность Омской области. Много раз «окончательно» решенный вопрос никак не решается. После подписания известного решения правительства России о подготовке к празднованию 300-летия Омска, которое разрешило области делать то, что она и так делает без всякого указа, то есть тратить областной бюджет по своему разумению, ситуация с Федоровкой не стала понятней. Область хвалится наличием некоего сверхсекретного (и, похоже, сверххитрого) инвестора, который, во исполнение подписанного премьер-министром распоряжения, вложит в строительство свои 4,364 млрд руб. вдобавок к омским 0,926 млрд рублей. И тогда не позднее 31 декабря 2011 года для самолетов из Москвы город Омск станет на 32 километра ближе, а омичам аэропорт — на столько же дальше. Предполагаю, только в сверхаскетичной Северной Корее возможно построить аэропорт за такие небольшие деньги, за которые обещает построить Федоровку областное правительство (5,29 млрд руб.). Для сравнения: представьте себе то, что сделали в 2008 году с ул. Орджоникидзе, умножьте это на семь, должен получиться аэропорт Федоровка (по деньгам). Не верится? Мне тоже.

ДОРОГАЯ ЗЕМЛЯ

Если вспомнить связанные с Федоровкой недавние разговоры о соглашении области с Росавиацией, которое якобы и объясняет порядок передачи аэропорта Омск-Центральный (из-за земли которого весь этот
сыр-бор), то вопрос окончательно запутывается. Как следует из многочисленных объяснений ответственных лиц, Омск-Центральный будет передан в собственность области только тогда, когда область (либо инвестор) построит, сдаст в эксплуатацию и получит сертификат ИКАО на Федоровку, то есть когда Федоровка станет полноценным аэропортом. То, что это сделать совсем нелегко и обойдется это гораздо дороже, чем в 5 млрд руб., знает любой, кто знаком с темой.

Но это не вся загадка. Построив Федоровку за удивительные 5,29 млрд руб., область рассчитывает обменять ее на имущественный комплекс Омска-Центрального, одна только земля которого, по словам гендиректора ОАО «Омский аэропорт» Сергея КРУГЛОВА, имеет кадастровую оценку в 40 млрд рублей! Потратив за три года 5 миллиардов, получить на четвертый 40 млрд?! Многообещающий бизнес для секретного инвестора. Что-то не верится, чтобы федеральные чиновники смогли просмотреть такую выгоду. Очень уж сильно все не сходится. И сроки достройки, и сумма достройки, и паритет обмена, и загадочный инвестор. Кстати, об инвесторе. Как можно представить мотивацию этого некоего инвестора, который возьмется построить самый лучший (!) аэропорт, если ему нужен не аэропорт вовсе, а много земли в Омске. Кто кого пытается запутать?

СЕРЫЕ ШЕЙКИ

В этом котле страстей, которые кипят вокруг аэропорта, всплыл еще один аспект конфликта — орнитологический. Не так давно, в начале 2009 года, омский губернатор Леонид ПОЛЕЖАЕВ заявил журналистам:«… Этот триллер под названием «Омский аэропорт» в ближайшее время закончится». Напомню для справки: триллер — это жанр (книги или фильма), в котором действие движется вперед, к катастрофе, вызывая у читателя, зрителя постоянно растущее чувство страха и напряжения. В омском случае есть отчего. Совсем недавно весь мир был свидетелем чудесного спасения полутора сотен человек в приводнившемся на Гудзон аэробусе. Причиной той авиакатастрофы послужили птицы.

В Омске топографически сложилось так, что между рекой и аэропортом, прямо по курсу взлета/посадки, находится полуозеро-полузаводь. Когда-то, в 60-е годы прошлого века, Омск позиционировал себя как «город-сад» в степи, примерно в это же время, сильно идеализируя действительность, это болотце, вместо того чтобы его осушить, назвали природным парком «Птичья гавань» (а в народе Замарай-кой). Лебеди там так и не прижились, а вот Серые Шейки это место облюбовали. Аэропорт, зная о таком соседстве, принимал все возможные меры к отпугиванию птиц, тратя немалые деньги. В свою очередь, городские ботаники, за отсутствием денег и рвения, особо птиц и не прикармливали.

ЛЮДИ ИЛИ ПТИЦЫ?

Так было до осени 2008 года, когда омское областное правительство, проявляющее сильный интерес к земле Омска-Центрального, несмотря на разразившийся мировой финансовый кризис и вынужденное секвестирование областного бюджета, находит деньги и безотлагательно начинает реализовывать программу по созданию «природного парка «Птичья гавань». На месте камышовых зарослей, под лозунгом «с целью обезопасить места гнездования пернатых от вторжений людей». Работы идут полным ходом. И, может быть, по странному стечению обстоятельств, но прошедшей осенью в омском аэропорту произошло, как минимум, 3 случая столкновения птиц с самолетами. Такая летная обстановка складывается сейчас в Омске. Аэропорт борется с птицами, а область, «обе-зопашивая места гнездования птиц», борется с аэропортом. Кто бы напомнил поборникам разведения птиц у взлетной полосы, что Иртыш не Гудзон, мелок и извилист, да и не стоит доводить до чудес.

Удивляет к тому же необъяснимо странная позиция местных экологов в этом птичьем вопросе. Мало того что они способствуют «приручению» диких перелетных птиц, организовывая их пути миграции и гнездования в центре города. Они почему-то совсем не вспоминают о вирусе под кодом Н5Ы1, известном как «птичий грипп», смертельном для человека заболевании, от которого на сегодня нет вакцины и переносчиком которого являются перелетные птицы! Перелетным птицам не место в городах, это знают во всем мире, за исключением, похоже, Омска! Как не спросить ура-экологов, за экологию среды обитания какого биологического вида они ратуют в первую степень -людей или птиц?

Омичам же вполне ко времени задаться вопросом — не слишком ли многое ставит на карту областное правительство в борьбе за землю аэропорта?