Выступающих было много, обсуждали вопрос долго и горячо.
Главный архитектор проекта ОАО «ТПИ «Омскграждан-проект» Богдан Мрыглод рассказал о нынешнем состоянии объектов на обсуждаемой территории. Все конструкции в самом сердце города находятся в недопустимом состоянии, а здания — в аварийном. И это несмотря на то, что за последние два десятка лет вопрос реконструкции пытались решить несколько раз. Были даже разработаны специальные программы. Результат налицо: кроме новоделов, уродующих исторический центр, не появилось ничего. Мрыглод предложил на рассмотрение очередной вариант архитектурно-планировочного решения. Территория будет разделена на три сектора — площадь под открытым небом для массовых мероприятий, зона для проведения выставок, центр духовного и интеллектуального развития.
В историческом ракурсе проект должен отобразить слияние трёх культур: эпохи бронзового периода — с воссозданием древнего жилища, 18-го века — разрушенные объекты которого предполагается восстановить, и нашего времени — видимо, с его новоделами.
Вся территория, по словам архитектора, должна быть восстановлена несмотря ни на какие затраты. А доминантой комплекса должны стать здание гауптвахты и первое каменное здание в городе — Воскресенский собор.
С главным архитектором особо не спорили, разве что привередливые защитники исторических памятников пытались настойчиво, но безрезультатно выяснить, кто же всё-таки разрешил их снос при строительстве новых домов, а мэр Омска Виктор Шрейдер заметил, что, мол, «не заболтать бы» нам вопрос реконструкции вообще, как это уже было несколько раз. Однако многие присутствовавшие внесли свои предложения и замечания. Председатель Омского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Альберт Каримов поддержал проект, но внёс свои предложения, согласованные, по его словам, с различными культурными ведомствами и общественными организациями. Он предложил обеспечить охрану ещё сохранившихся на территории объектов, которые всё ещё продолжают разворовываться, предоставить этой территории статус особо охраняемой и расширить границы понятия «Омская крепость». Каримов напомнил, что ещё постановлением 1997 года эти границы доходили до улиц Масленникова — Жукова — Фрунзе. Главная же задача, по мнению Каримова, — это восстановление Воскресенского собора.
Главного архитектора Омска Анатолия Тиля, кажется, сильно задели некоторые выступления на градсовете, особенно критика нынешнего состояния крепости. Не выдержав упрёков, он в сердцах заявил, что до 2005 года, то есть до прихода новой администрации Омска, в городе было утрачено шесть памятников архитектуры, а с приходом новой администрации — ни одного. Однако, с негодованием сообщил Тиль, который является ещё и руководителем городского департамента архитектуры и градостроительства, почему-то именно последнюю администрацию обвиняют в вандализме, призывают не болтать, а работать. И что самое обидное для Тиля, эти обвинения в прессе бросает бывший главный архитектор Омска Альберт Каримов, который, по мнению Тиля, и должен нести ответственность за теперешнее состояние крепости.
— Так не пора ли покаяться, Альберт Михайлович? — укоризненно бросил взгляд нынешний главный архитектор на своего предшественника.
Каримов ни каяться, ни возражать не стал. Наверное, ему было что сказать. Но скандал пресёк мэр Шрейдер, заметив, что эта перепалка — не тема сегодняшнего градсовета, и спор между двумя архитекторами нужно вести в другом месте. В каком — не уточнил.