ОМСКИЕ САМОСТИ
Есть у русского человека один, хотя и не единственный, очень заметный недостаток. В стакане, до половины налитом вином, он всегда видит стакан не наполовину полный, а наполовину пустой. Самокритика и самоунижение так въелись в нашу психологию, что мы давно уже разучились, а может быть, и никогда не умели рассказывать о хорошем. Даже вспоминая о самых близких друзьях, мы в бочку с медом обязательно добавим чайную ложку дегтя: «Я с Николаем давно дружу. Кучу раз выручали друг друга. Хороший мужик. Только жадноватый». Или другой пример. Подъезжая к Екатеринбургу, ты от попутчиков по купе обязательно услышишь про частое перекрытие дорог в связи с посещением высоких гостей, неважное отопление, дорогие продукты. И никто никогда не упомянет про величественный Храм-на-Крови, построенный на месте расстрела семьи последнего российского царя.
И омичи ведут себя не лучше. Приезжаешь в любое село, любую деревеньку — там тебя первый раз видят, но сразу же радостно начинают сливать негатив. Слушаешь, и ужас заполняет твою душу. Безденежье, безработица, обнищание, голод, злоба. Выходишь от собеседника на улицу в самом дурном расположении духа, а там народ ходит румяный и сытый, иномарки по дороге проскакивают. И особенно удивляешься, когда начинаешь копать глубже. Оказывается, что у местных безработных, правда, тех, что не пьют, а на своем подворье работают, чистая годовая прибыль гораздо выше, чем у тебя, каждодневно работающего.
Молодежь у нас немного пооптимистичнее пожилых и зрелых. Но и у нее есть общая трагедия — скучно ей. Многие вообще убеждены, что живут едва ли не в самом сером регионе страны. Чуть появится возможность, пускаются в странствия по чужим городам и весям в поисках необычайного, хотя на территории родного края удивительных вещей столько, что за всю жизнь не осмотришь. Автору этого материала миллиард долларов дай — все равно не хватит, чтоб во всех интересных местах Омской области побывать, все интересное увидеть.
Из этого стремления и возникла идея рубрики «Омские самости», в рамках которой будет рассказываться про все наше «самое-самое». Материал о календаре является первым в цикле рассказов об омских чудесах.
В октябре 2007 года портал коллекционеров опубликовал сообщение, поданное как сенсация. В нем рассказывалось о самом древнем календаре в истории человечества — кость с насечками была передана в дар днепропетровскому музею. Изготовление датируется четвертым тысячелетием до новой эры. Однако, несмотря на большой возраст экспоната, авторы сайта все-таки ошиблись в своих утверждениях. Есть календари и постарше. Например, древний календарь, который находится в Омске, на восемь-девять тысяч лет изготовлен раньше днепропетровского.
ТАЙНА ОРНАМЕНТА
Календарь хранится под стеклом одной из выставочных витрин историко-краеведческого музея. Выполнен в виде костяного кинжала. Его видел, пожалуй, каждый омич, потому что с него начинается экспозиция в зале археологии. Внешне кинжал выглядит непрезентабельно. Коричневат от возраста, в трещинах. И кто бы мог подумать, что это не примитивный костяной нож из числа тех, которыми обладал каждый член племени, а календарь, «написанный» 14-15 тысяч лет назад. И не простой, а многоцелевой. Он совмещает в себе лунный, солнечный календари, а также календари акушера и ветеринара, если можно так сказать. Последние два календаря показывают течение беременности у женщин, а также у лошадей и самок мамонта.
Кинжал в шестидесятых годах прошлого столетия, проводя раскопки на Черноозерской стоянке, расположенной примерно 130-140 километров севернее Омска, нашли археологи Генинг, Петрин и Цейтлин. Они же собрали клинок, разбитый временем на пять фрагментов. Длиной он около сорока, а шириной чуть больше четырех сантиметров. Обоюдоострый. Режущие кромки представлены кварцевыми пластинами. В Сибири, бедной каменным сырьем, существовала широко распространенная методика увеличения остроты режущей кромки. Сначала древние мастера в костяных заготовках делали продольные боковые пропилы, затем в них вставляли узкие кварцевые пластины. Вкладыши крепились растительной смолой.
О том, что кинжал — вещь не бытовая, а сакральная, не подозревали даже ученые, которые нашли его и описали. Они упоминали об орнаменте, идущем по обеим сторонам лезвия, но особого значения ему не придавали. Создавать художественные произведения первобытный человек начал рано — около 50 тысяч лет назад. Чему тут удивляться, если кинжал украшен узорами?
Открытие в самом начале третьего тысячелетия совершила Ирина Шмидт, молодая аспирантка ОмГУ. Она решила осмотреть кинжал вооруженным глазом. Говоря проще, применила лупу небольшого увеличения. И обнаружила, что рисунок на одной из сторон клинка есть не что иное, как жемчужная нить — бороздка с просверленными в ней мельчайшими лунками. При том что лунки разной формы — круглые, овальные, глубокие, мелкие — чередовались четко разграниченными группами. Первые же подсчеты показали, что перед исследовательницей — древний лунный календарь. Его выдавали лунки, объединенные в груцпы по двадцать восемь штук, 28 дней — продолжительность лунного месяца.
ДРЕВНИЙ СИНТАКСИС
Просматривалась и тройственная природа жемчужной нити — группки по три лунки. Магия числа «три», а также «семь», если полистать наукообразные справочники по колдовству и ворожбе, объясняется сложными религиозными воззрениями шумеров и ассирийцев. На самом же деле истина проще и очевиднее. Одна лунная фаза, а луна во все эпохи просматривалась хорошо, составляет около трех дней, две лунные фазы — семь дней. Понятно, что теоретически сумма двух троек не укладывается в число семь, но древние на такие мелочи, что одна лунная фаза чуть больше трех суток, внимания не обращали.
На кинжале временные промежутки четко «прописаны» с помощью интервалов и различными формами бусинок-каверн, играющих роль точек, запятых и тире. Этот древний синтаксис ясно показывал не только рубежи между лунными месяцами, но и годичные циклы — дни солнцестояния и равноденствия.
Но календарь, выгравированный на лезвии кинжала, все же нельзя представлять в виде незамысловатой нити с днями-жемчужинами. Группы по числу лунок вопреки ожиданиям не всегда укладывались в прокрустово ложе чисел 3 и 28. В одной группе могло быть десять каверн, в другой — сорок пять. Почему? Непонятно. И зачем, кто бы сказал, в нескольких местах рисунок жемчужной нити разбивается ромбиками? Стороны ромбиков, в свою очередь, состоят из совсем мелких лунок, хоть микроскоп бери.
Ирина Викторовна считает снова и снова, меняет местами группы чисел, пытаясь найти логику в их границах. И корит себя за то, что взялась за такую скользкую тему, как календари древнего человека. Их существование даже для многих, если не большинства, археологов-профессионалов — ересь: слишком не развит древний человек, чтобы создавать подобные сложные системы.
КАК ХОРОШО БЫТЬ ЖЕНЩИНОЙ
Счастье все же улыбнулось аспирантке. Она наконец поняла значение ромбиков, а через них и смысл всей вроде бы запутанно сложенной нити из каверн. Науке повезло, что исследования выполняла женщина. Ромбиками выделяются периоды, стадии беременности женщин: срок завершения формирования эмбриона, срок появления видимых признаков беременности, срок жизнеспособного зародыша, когда, если случится выкидыш, его уже можно спасать. Отмечались и критические периоды, когда беременную женщину необходимо беречь и беречь.
А Шмидт считает и считает. Появляются новые устойчивые группы чисел, которые не могут быть абстрактной фантазией создателя кинжала. Одна из групп совпала со сроком беременности лошадей, вторая — со сроком беременности самок мамонта. На первый взгляд, говорить о сроках беременности мамонтах — очевидная авантюра. Отсутствуют данные для проверки, мамонтов-то больше нет — вымерли. Мамонты — да, вымерли, но их ближайшие сородичи, слоны, остались. И устойчивое число 650-660, найденное Ириной, хорошо укладывается в количество дней, необходимых для вынашивания слонят.
Если кто-то думает, что календари на кинжале читаются так же просто, как современные настенные, тот ошибается. Жемчужная вязь — это шифр. Он загадка для непосвященных. Точно так же, как почти забытая нынче логарифмическая линейка: бегунок с несколькими гранями, взаимно передвигающиеся плоскости с числами. Ею для расчетов мог пользоваться только очень подготовленный человек. Таким же образом обстоят дела с чтением календаря на кинжале. Им мог пользоваться только очень хорошо образованный, по меркам первобытного общества, человек. Только он знал, когда одну сторону ромбика надо считать вперед, а когда в обратном направлении. Только он понимал, какой лункой и почему следует заканчивать подсчет дней при беременности женщины или для определения летнего солнцестояния.
Кинжал с календарем на лезвии представляет собой символ древней власти. Им обладал шаман или вождь. Собственно, в те далекие времена, как говорит кандидат исторических наук, научный сотрудник ОмГУ Ирина Шмидт, политическая и сакральная, то есть магическая, власть могла находиться в руках одного и того же человека. Указав на одного кинжалом, он дарил жизнь, другому — смерть.
Таков он, внешне ничем не примечательный древний кинжал, с которого начинается археологический зал Омского краеведческого музея. Само собой разумеется, что хотелось бы с гордостью местного патриота воскликнуть: «Вот он -первый календарь человечества». Но это было бы неправдой. Омский календарь — старейший календарь на территории Западной Сибири, но не в мире. Более древний календарь на кости найден в Восточной Сибири — в местечке Мальта на берегу Ангары. Ему окато 25 тысяч лет. Найдены подобные по исполнению календари, хотя шифр жемчужной нити, конечно же, разный в Восточной и Западной Европе.
НАША СПРАВКА.
Первый в земной истории календарь был изготовлен около миллиона лет назад — в эпоху существования нашего предка с труднопроизносимым названием, которое дали ему ученые, — антецессор. Найденные на стоянках артефакты указывают на то, что он, кстати, первым приручивший огонь, являлся большим специалистом в охоте на крупного зверя. Следовательно, мужчины значительную часть времени проводили вне стойбища — у крупных животных длинные миграционные пути. А дома добытчиков ждали жены и дети. С помощью календаря считались дни, определялся срок возвращения в племя.