Напомним читателям, что 8 апреля вступило в силу судебное решение, признавшее, что энергетики не вправе выставлять омичам счета за эти самые МОП. По крайней мере, в тех домах, где функционируют ТСЖ, ЖСК или же управляющие компании. А таких домов в Омске, если верить информации мэрии, большинство.
Вынесенный вердикт означает, что уже в апрельской квитанции злополучную графу, если она вновь появится в платежке энергетиков, можно просто вычеркивать. Мало того, у граждан теперь есть законное основание обращаться в суд с требованием вернуть все деньги, уплаченные за освещение мест общего пользования, начиная с января прошлого года. К сожалению, суды пока подобными исками, мягко говоря, не завалены. Отсюда вывод: население можно безнаказанно терроризировать и дальше.
Сейчас Энергосбыт в пожарном порядке ведет переговоры с жилищными организациями, пытаясь решить суперсложную задачу: найти вариант, позволяющий оставаться в рамках жилищного законодательства и одновременно в полном объеме собирать деньги за отпущенный ресурс. Ведь неприметная графа в квитанциях выполняла именно эту роль — поставщик превратил ее в инструмент, обеспечивающий стопроцентную оплату потребленной домом энергии. На МОП относились все потери, все издержки, связанные с недостоверностью учета. Отсюда и фантастические цифры в наших квитанциях.
Собственно, вариант, не противоречащий законодательству, особо искать не нужно. Он четко прописан в нормативных документах: поставлять жильцам коммунальные услуги, производить начисления, отвечать за достоверность учета, собирать с нас деньги должны управляющие организации. Чего они никогда не делали.
Такой порядок вещей энергетиков вполне устраивал, поскольку позволял им получать платежи с населения напрямую. Теперь же они предлагают УК заключить с Энергосбытом два договора: купли-продажи электроэнергии и агентское соглашение на ведение энергетиками работы по начислению платежей.
Управляющие компании встретили данное предложение в штыки. Жилищники не без основания полагают, что они не смогут исправно рассчитываться с поставщиками за весь объем потребленной домами энергии, а это — прямой путь к банкротству УК. Кроме того, им придется еще и приплачивать Энергосбыту за ведение абонентской работы. По словам генерального директора ОАО «Левобережье» Олеси Воропаевой, переговоры пока продолжаются, но жилищники уже выработали единую согласованную позицию: они готовы заключить с поставщиком лишь соглашение о порядке взаимодействия в вопросах энергоснабжения. То есть речь идет о том, чтобы просто подкорректировать сложившиеся ранее отношения.
Насколько здесь вообще возможны косметические корректировки — тема отдельного разговора. Но, похоже, из этих отношений вновь выпадает главное действующее лицо коммунального процесса — потребитель. С ним никто никаких переговоров не ведет! В принципе, омичам все равно, кто будет выписывать квитанции за электричество, израсходованное в квартирах. Потому что больше, чем нагорело по счетчику, денег не взыщут. А вот за места общего пользования, как показала практика, могут начислить сколько угодно. И потому в данном случае требуется письменный договор абонента с поставщиком коммунального ресурса. В котором должны быть прописаны порядок учета, начислений и механизм контроля за правильностью этих начислений. В противном случае одним жильцам по-прежнему придется платить за других, что противоречит любым законам. И до тех пор. пока данное противоречие не будет устранено, выставлять счета за освещение мест общего пользования нам, по идее, никто не вправе Причем это должны быть имение счета за МОП, а не за весь объем неучтенной или потерянной электроэнергии. Где найти утерянные киловатты и как взыскать за них деньги — проблема поставщика, а не конкретного потребителя.
Понятно, что вынесенное судом решение может пробить серьезную брешь в бюджете Энергосбыта, и потому энергетики страшно торопятся найти выход из создавшегося положения. И здесь можно лишь согласиться с оценкой генерального директора ОАО «Левобережное» Олеси Воропаевой: «Они хотят за две недели провести полновесную коммунальную реформу». Другими словами, сделать то, чего не делалось на протяжении нескольких лет.
Что правда, то правда. Коммунальные отношения в Омске в принципе не соответствуют нормам законодательства. У нас, по сути, нет управляющих компаний, которые выполняли бы возложенные на них законом функции. Не выстроены предусмотренные Жилищным кодексом отношения между УК и потребителями, между УК и поставщиками. Кстати, «Труд-7» уже не раз писал, что не выглядит фантастической ситуация, когда коммунальщики вообще лишатся возможности собирать деньги с населения. Именно эта ситуация сегодня и возникла — правда, пока лишь в части платежей за места общего пользования. Но ведь касается она и прочих коммунальных услуг.
Вопрос теперь заключается в том, какие выводы будут сделаны из скандальной истории. Можно, конечно, каким-то казуистическим образом залатать образовавшуюся прореху и оставить всю систему ЖКХ в том виде, в котором она есть. Однако это приведет к тому, что ком проблем будет только нарастать — само собой здесь ничего не рассосется. Рано или поздно все равно придется вводить жилищно-коммунальные отношения в рамки действующего жилищного законодательства.