Вряд ли найдется человек, который никогда не переживал горечь утраты близких людей. И потому ни для кого не секрет, что просто скорбеть в наших реалиях не получается — столько хлопот по устройству похорон достается живым. К сожалению, приходится признать, что тяжелы эти дни не только в душевном плане. Организация прощания с умершим — дело дорогое. И деньги, увы, платятся не только по официальным прейскурантам.
Ситуация, о которой знают все: многие люди не гнушаются поживиться на чужом горе. Но никто с этим, пожалуй, не боролся. После исполнения всех необходимых ритуалов просто нет сил разбираться, имел ли право какой-нибудь функционер брать деньги, например, за предоставление земельного участка или за выдачу разрешения на погребение в так называемую родственную могилу. Да и вдруг его услуги еще пригодятся…
Однако у омичей есть шанс обуздать «коррупцию у гроба». Так, в ходе плановой экспертизы правовых актов городского Совета выяснилось, что в решении № 209 от 20 апреля 2004 года «О погребении и похоронном деле в городе Омске» содержатся так называемые коррупциогенные факторы. Например, в Положении о порядке деятельности муниципальных кладбищ толком не прописано, какой орган осуществляет предоставление земли для погребения. Не указано, какие конкретно документы должен предоставить организатор похорон. Более того, не установлен срок, в течение которого должен быть предоставлен участок. Нет в действующем документе порядка информирования о наличии на том или ином кладбище свободной земли, а значит, волеизъявление умершего о погребении на указанном им месте может быть не исполнено. Или исполнено, но по неофициальной договоренности о выделении участка.
Словом, в Положении содержится такой коррупциогенный фактор, как «отсутствие или дефект административной процедуры». Рекомендовано четко и подробно прописать порядок предоставления земли под могилу, обнародовать сведения о свободных участках земли, о том, на каких погостах можно хоронить только в уже имеющиеся родственные могилы, где имеется возможность для создания родовых захоронений и какие могилы законом признаны бесхозными.
Найдены в вышеуказанном документе и другие моменты, которые позволяют стяжателям толковать правила погребения в пользу своего кармана. Например, нечеткое определение понятия «родственная могила». Или отсутствие процедуры, согласно которой администрацией кладбища проводится регистрация захоронения, а значит, регламентируется таковое не юридическими нормами, а «служебными обыкновениями». Также по действующему на сегодняшний день Положению неясно, кому администрация может разрешить въезд на территорию, а кому нет, а значит, возможно неофициальное взимание платы даже с катафального транспорта.
Результаты антикоррупциогенной экспертизы направлены мэру Омска и депутатам горсовета для устранения дефектов нормативной базы и разработки в ближайшем будущем более совершенного документа, который позволит устранить все недостатки в работе муниципальных кладбищ.