ЗАЛОЖНИКИ ГАЗА

ЗАЛОЖНИКИ ГАЗА

Почему произошла авария на Осоавиахимовской

Неделя прошла со дня взрыва дома № 290. Шоковая реакция отступает. Преданы земле погибшие… Выделены средства на реконструкцию дома, строители зашли на объект ликвидировать последствия аварии. Для тех жильцов, кто не нашел, где временно пожить, оборудовано место временного расселения… Различными службами, правоохранительными органами проведены экспертизы, следственные мероприятия, призванные разобраться, что же точно случилось 8 июля. Трагическая новость, потрясшая город, уступает первые позиции в информационных сводках. Пришло время анализировать, что же произошло.

ХРОНИКА СОБЫТИЙ

С утра жильцы злополучного подъезда чувствовали характерный запах. Позвонив в диспетчерскую службу ОАО «Омскоблгаз», они вызвали аварийную бригаду. По свидетельству жильцов, ее сотрудники не очень внимательно отнеслись к происходящему. По словам же одного из первых лиц этой организации, в своих объяснительных работники так описывают свои действия: была замерена концентрация газа в тех квартирах, где на момент проверки жильцы присутствовали. (В роковой 51 -й, где и произойдет позже взрыв, им не открыли.) На верхних этажах она была явно выше нормы. Перекрыв подачу газа, рабочие вторично провели измерения — уже при открытых окнах. Насыщение воздуха газом уменьшилось, наличие утечки приборы не показали. В силу этого газовщики приняли решение: позже, когда люди начнут приходить с работы, проверить уже все квартиры. И только после этого возобновить подачу газа. На полушутливые-полутревожные (кто же мог знать тогда?!) вопросы жильцов — не рванет ли, можно ли спокойно вернуться в проветренные квартиры — сотрудники аварийной службы ответили успокаивающе…

Но в 16.09, часа через полтора после этого, на номер «01»поступило сообщение о взрыве. На место ЧП сразу же выехали спасатели, машины «Скорой помощи», первые лица МЧС, УВД, прокуратуры, следственного управления при прокуратуре РФ по Омской области, мэрии и горсовета. Начался разбор завалов. В течение всего нескольких часов в 91 -й школе был развернут пункт приема эвакуированных жильцов: 60 мест для отдыха, горячее питание, обеспечена возможность оказания оперативной медицинской и психологической помощи.

Около 20.00 из-под завала извлечен 4-летний мальчик с очень тяжелыми травмами. К сожалению, он скончался на руках врачей. А поздней ночью было обнаружено тело хозяйки квартиры, где и прогремел взрыв…

ВЕРСИИ

Следователи сейчас продолжают рассматривать несколько версий взрыва бытового газа. То что, именно он стал причиной трагедии, говорили все и сразу. Однако кто виноват в том, что газ взорвался? Однозначного ответа на этот вопрос пока нет. В первую очередь в халатности обвинили газовщиков. Начальник МЧС по Омской области Владимир Гуржей так и сказал на пресс-конференции, которая состоялась 9 июля: «В семье не без урода». Мол, сотрудники аварийной бригады, не получив доступа в отдельные квартиры, должны были позвонить в МЧС, в присутствии представителей управляющей компании и участкового милиционера вскрывать квартиры. Этого сделано не было. Возбуждено уголовное дело по статье «Халатность».

Рассматривалась и версия суицида. Однако она представляется маловероятной. За несколько часов до взрыва хозяйка 51-й, сотрудник кафедры математического анализа омского педуниверситета, предупреждала по телефону сослуживцев, что в этот день не придет на работу из-за плохого самочувствия. Вряд ли так поступит человек, который принял решение уйти из жизни. Почему женщина почувствовала себя плохо, возможно, покажет судмедэкспертиза. Была ли она жива на момент взрыва, наглоталась ли газа или же причиной недомогания была какой-то иной? На все эти вопросы следствие пока не отвечает. Ясно одно: квартира 45 -летней Татьяны Супруновой в какой-то момент превратилась в газовую капсулу. Обычная вентиляция, по словам сотрудников Омскоблгаза, справилась бы с природным газом без притока воздуха. А вот сжиженный тяжелее, скапливается внизу. Словом, открой кто-нибудь окна и двери, трагедии удалось бы избежать…

ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Наша газета писала о том, что нынешние отношения в сфере ЖКХ далеки от совершенства. Закон гласит, что за все, что происходит в доме, должна отвечать управляющая организация — УК или ТСЖ. Им мы платим по квитанциям, с них и должны требовать адекватных действий в случае отключения электричества, ухудшения качества воды, похолодания батарей… За надлежащее обслуживание газового оборудования в том числе.

На деле же вышупомянутые организации в массе своей пытаются спихнуть с себя всю полноту ответственности за качество комуслуг, переваливая ее, как правило, на жильцов. Так что особое место в действиях следствия займет изучение договоров Омскоблгаза, управляющей компании ООО «ЖКХ «Сервис» и жильцов злополучного дома. Анализ этих документов позволит определить, кто действительно отвечает за обеспечение доступа газовщиков в квартиры при отсутствии хозяев, оценить, правильно ли вели себя сотрудники Омскоблгаза и кто виноват в трагедии на Осоавиахимовской. То есть кому будет предъявлен счет за потраченные мэрией на ликвидацию последствий аварии средства из резервного фонда (а выделено их уже около 15 млн). И главное — кому предъявят претензии жильцы полуразрушенного дома.

ПЕРСПЕКТИВЫ

Уже решено, что пострадавшее крыло разберут до второго этажа и заново надстроят после проверки его конструкции. На встрече с жильцами мэр Виктор Шрейдер пообещал, что она будет детальной и профессиональной. И предупредил граждан, особенно из другого, не пострадавшего от взрыва подъезда, что их надежды расселиться в другое жилье напрасны. Однако они все равно опасаются находиться в квартирах с поехавшими по стенам трещинами и начавшей осыпаться штукатуркой. Поэтому жильцы дома намерены обратиться к мэру с просьбой провести подробное обследование и их подъезда. Причем с предоставлением впоследствии результатов этой экспертизы на руки. Собственников квартир в доме можно понять: устные обещания властей к договору той же купли-продажи квартиры в доме с плохой славой не пришьешь. Нужны более солидные гарантии.