КАРЕТУ МНЕ, КАРЕТУ!

Омские военные с удовольствием садятся в карету прошлого

Среди современного автотранспорта в гараже 94-го арсенала Главного ракетно-артиллерийского управления можно увидеть три конные повозки: американский почтовый дилижанс конца XIX века и две кареты европейского образца. Воинской части недавно исполнилось сто лет, и на ее территории много построек, датированных 1909 годом. Но кареты остались вовсе не от тех времен, а сделаны несколько лет назад по инициативе командира части полковника Евгения Гебеля.

СНАЧАЛА БЫЛИ ЛОШАДИ

Лошади — это моя любовь с детства, — рассказывает Евгений Владимирович. — Я всегда использовал любую возможность сесть в седло. В заготконторе в Калачинске были лошади, и мальчишкой я бегал туда, помогал ухаживать. Когда служил в армии, тоже везде, где была возможность, особенно в Монголии, садился верхом. Лошади -это самые умные животные, которых я знаю, они все понимают, как люди. Когда уже приехал служить в Омск, здесь купил первых лзух лошадей. Территория большая — двести гектаров, вот я на лошади ее и объезжал. Подковывал сам. Потом купил спортивных лошадей, начали проводить скачки. Пошло потихоньку. А потом подумалось: если есть лошади, почему не быть и каретам?

Первым сделали почтовый дилижанс. Потом — карету-ландо. Изящный открытый экипаж — в таком вполне мог придумать свои «Сказки Венского леса» Иоганн Штраус. И, наконец, крытая карета — белоснежная с золотом красавица, достойная королевских особ. В каждой карете — удобные сиденья, у крытой сзади еще есть и место для грума. На ландо поставили тормоз — вдруг лошади понесут!

Идеи приходили из фильмов, признается полковник Гебель. Но чертежи взять было негде, в Интернете — только картинки. Поэтому конструировать пришлось самим, затем воплощать свои фантазии в металле и дереве. Обычно делали стальной каркас, а обшивку — из фанеры. Красили автомобильными красками. Декоративные детали, такие, как ручки дверей, золотые гербы и прочий декор, придумывала дочь Евгения Владимировича, дизайнер по образованию. А основная работа легла на плечи Петра Петровича Сычева, полковника в отставке, заведующего теперь всеми слесарными работами в части. Он мастер на все руки, может, кажется, и блоху подковать. Пушку сделал под старину настоящую. 29 мая, в столетний юбилей арсенала, отсалютовала она по всем правилам. И каретный выезд в тот день был, чтобы создать историческую атмосферу.

«ГОСПИТАЛЬ» ДЛЯ ГАУБИЦ

Арсенал был создан в Омске по приказу Николая II сразу после Русско-японской войны. Тогда осталось много сломанной артиллерийской техники, задача была — вернуть ее в строй. В том, что боев предстоит еще много, никто не сомневался. Сейчас техника ломается не только от войн, хотя были и Афганистан, и Чечня, но и просто от времени. Кстати, по словам Евгения Владимировича, Великую Отечественную в основном выиграла отремонтированная артиллерийская техника и вылеченные в госпиталях солдаты.

Евгений Гебель — профессиональный военный. Хотя когда поступал в Омское танковое училище, военная карьера не маячила перед глазами мечтой. Просто надо было чем-то заниматься в жизни, и выбор пал на армию. «Вообще-то я и не раскаиваюсь, говорит сейчас Евгений Владимирович. — И если бы вернуться в то время, уже зная, видя все, что предстоит пройти, я бы постулат также».

Кого-то, наверное, удивляет наличие в воинской части такого «нежного» предмета, как кареты. Ведь многие считают, что военные — просто исполнители, лишенные творческой фантазии и романтических устремлений. Напрасно. Евгений Гебель, например, убежден, что отличие военных от представителей всех других профессий только в большей дисциплинированности…

Кареты, кстати, стали не только предметом хобби нескольких человек. Они — постоянные участники главного городского праздника.

КНИГА МУДРОСТИ

У Евгения Владимировича в жизни все гармонично: жена, две дочери, часть, которой отдано четырнадцать лет службы, — считай, вторая семья. Правда, многие его родственники сейчас живут в Германии. Как-то и он съездил туда в гости, посмотрел. Показалось, что все так отлажено, что нет места для инициативы. И как ни оставляли его на «исторической родине», сказал: «Поеду домой, не надо мне Германии. Мне даже всей России не надо — Сибири хватит».

Философски относиться к жизни помогает настольная книга -энциклопедия «Мудрость тысячелетий». К любой ситуации там можно подобрать цитату, на любой сложный вопрос найти ответ. И не перестаешь удивляться: сколько веков назад, а как о сегодняшнем дне сказано! Поэтому, вопреки известному утверждению о том, что в карете прошлого далеко не уедешь, командир омского арсенала ценит опыт предков, будь то мудрая мысль или элементарное средство передвижения.