Школа как объект престижа
«Первый раз в первый класс» нынче пошли девятнадцать тысяч ребятишек — на тысячу сто больше, чем в прошлом году. «То, что количество первоклассников последнее время стабильно растет, нас очень радует. Потому что не может школа быть без детей», — связал министр.
С педагогами в начавшемся учебном году проблем также быть не должно. Укомплектованность образовательных учреждений кадрами составляет 99 процентов. По словам Александра Соломатина, это один из самых высоких показателей за последние несколько лет.
Еще одна позитивная тенденция: все охотнее в школу идет молодежь. В прошлом году учительские коллективы пополнились 747 молодыми специалистами. «Новобранцев» этого года в строгом соответствии с потребностями образовательных учреждений — около 400.
Причем, отмечает министр, изменилась «мотивация их прихода в школу». Раньше многие рассуждали как? «Отсижусь здесь годик-другой, а там посмотрим». Сегодня большинство выпускников, получивших педагогические специальности, осознанно ориентируются на эту профессию. Соответственно, так называемый коэффициент закрепляемости молодых кадров вырос с 55 до «5 процентов. Министр считает, немалую роль в повышении престижа учительского труда сыграли меры социальной поддержки молодых специалистов, решивших работать в школе: выплата подъемных, предоставление единовременного пособия на строительство и приобретение жилья, дополнительное вознаграждение для молодых учителей, работающих в северных районах.
Качеством приходящих кадров Александр Соломатин также доволен. «Вы знаете, — сказал он, -приходят интересные, достаточно профессиональные молодые люди. Это не значит, что у них нет ошибок. Ошибки бывают и у специалистов со стажем, тем более у начинающих ребят. Но в основном молодежь хорошо адаптируется в педколлективах и, что самое главное, ее любят дети».
Одновременно растет количество учителей, имеющих первую и высшую квалификационную категории. Ежегодно около девяти тысяч педагогов (где-то 20-25 процентов от всех работающих) повышают свою квалификацию. То есть норматив, требующий, чтобы раз в пять лет каждый учитель повышал квалификацию, не только выполняется, но и перевыполняется.
А педагоги со средним образованием (они работают в детских садах, начальных школах) стремятся получить высшее образование. Специалистов с высшим образованием среди педагогических работников области сегодня более 85 процентов. «Это очень высокий процент, — отметил министр. — Но, конечно, лучше всего о профессионализме наших педагогов говорят результаты. Ежегодно 20-25 учащихся школ области побеждают во всероссийских и международных олимпиадах, 80-85 человек каждый год получают премии Президента РФ, как дети, проявившие какие-то особые способности: творческие, интеллектуальные, спортивные…».
Питание — составляющая здоровья
Подробно министр остановился на вопросах питания школьников как составляющей здоровья и безопасности. Организованным питанием, рассказал он, в настоящее время охвачены 98-99 процентов школьников. Что значит организованное питание? Это значит, что ребенку в школе предоставляется легкий завтрак. Благодаря бюджетным дотациям организованное питание доступно сегодня каждому ребенку. Один-два процента «неохваченных» детей — это те, кто пропускает школу по болезни либо принципиально отказывается питаться.
Что касается горячего питания (оно включает первое и второе блюда), то на конец прошлого года его имели в школах в среднем 72-73 процента детей.
В нынешнем году, считает Александр Соломатин. этот процент будет выше благодаря тому, что область выиграла федеральный грант. И на эти деньги пищеблоки 30 школ в шести районах области были оснащены современным технологическим оборудованием.
Новые направления нацпроекта
Накануне пресс-конференции Минобразования узнал о получении еще одного федерального гранта, который позволит реализовать идею создания в регионе центра диагностики для дошкольников, имеющих проблемы в развитии.
Уже до конца этого года в область придет диагностическое оборудование, с помощью которого можно не только ставить диагноз детям с отклонениями в развитии, но и предлагать методики для коррекции их поведения.
Другое новое направление — работа с детьми-инвалидами. «Мы в нем тоже активно участвуем, — сказал министр. — Выиграли уже несколько грантов».
В этом году ставится задача на условиях софинансирования с федеральным бюджетом открыть ресурсный центр, который будет координировать всю работу с детьми-инвалидами. Предполагается, в частности, развивать на базе центра дистанционные технологии обучения инвалидов. Также центр станет местом встречи таких детей. Им будет выделяться специальный транспорт. И они смогут приезжать сюда и общаться.
«Надо каждому такому ребенку, — подчеркнул министр, — дать возможность чувствовать себя обычным, нормальным человеком».