НЕИЗВЕСТНО, КОГО НАБРАЛИ

Результаты зимней сессии покажут, насколько эффективна система единого госэкзамена

ЯВНЫЕ МИНУСЫ

Руководители ОмГУ, ОмГТУ, ОмГАУ, ОмГМА рассказали об итогах конкурсного набора-2009. Этот год — революционный для высшего образования. Во-первых, с 1 сентября российские вузы, кроме медицинских и некоторых инженерных, перешли на двухуровневую систему образования — бакалавриат и магистратуру. Нововведение это отражает требования Болонской декларации, которая предполагает создание единого европейского образовательного пространства. А процесс перехода — всегда непростое время. Во-вторых, зачисление студентов проходит по результатам единого госэкзамена. То есть абитуриент как личность, его мотивация, нацеленность на профессию были в ходе приема не видны. И руководители омских вузов в один голос заявили: не знаем, кого набрали. И хотели бы ректоры проводить дополнительные экзамены по спецдисциплинам (как в ОмГТУ — при поступлении на факультеты, связанные с дизайнерскими навыками), но разрешение на это — прерогатива центра. Еще один минус ЕГЭ, по общему мнению, — возможность веерного рассыла документов во все возможные вузы: авось где-нибудь, да и примут. Такое отношение явно далеко от желания учиться «по призванию и мечте», а значит, качество «студенческой массы» может оказаться хуже, чем обычно. Так что только первая сессия покажет, насколько вуз подходит студенту и наоборот. Впрочем, в каждом учебном заведении есть свои предметы, на которых учащийся проверяется сразу. По меткому выражению ректора Омской медакадемии Александра Новикова, профпригодность поступивших будет проверена работой с «трупным материалом».

528 ЧЕЛОВЕК НА МЕСТО

Новая система приема, вернее, подбор дисциплин, по которым нужно было сдавать ЕГЭ, привел к серьезным диспропорциям. По свидетельству Виктора Шалая, ректора ОмГТУ, на ФГО и ФЭО был отмечен явный перебор. По одной из специальностей «на бюджет» конкурс по факту составил 528 человек (вернее, комплектов документов) на место. А вот на технические специальности претендовали по 2-3 человека.

Абитуриенты в массе своей склонялись к сдаче самого простого набора экзаменов — русский, математика плюс одна — легкая для подготовки — профильная дисциплина. Не в почете были экзамены по физике и химии: сложны в тестировании. Пострадали традиционно популярные дисциплины. Например, только в марте было обнародовано решение Рособразования — сдавать при поступлении «на психолога» ЕГЭ по биологии. Кто же за три месяца подготовится?

Подрывом омского сельского хозяйства назвала подобную практику проректор Омского аграрного госуниверситета Наталья Чернявская. Кстати, об этом вуз уже сообщил и в областное министерство образования, и в общероссийские структуры. По ее словам, учителя сельских школ в отдаленных районах области просто не советовали своим питомцам сдавать ту же физику. А этот предмет сделали обязательным для поступления на многие факультеты ее вуза. В результате из поступивших только 37% — ребята из районов нашей области. А ведь раньше их было 70%. К тому же под угрозой недобора (из-за включения в список обязательных ЕГЭ тех же физики и химии) были агрономические специальности.

В НАНОТЕХНОЛОГИ ИЛИ В ПОЧВОВЕДЫ?

Все руководители отчитались в том, что задание Рособразования по приему студентов выполнено. Хотя в этом году пришлось приложить особые усилия. Приемные комиссии работали иной раз сверх графика, чтобы, по словам ректора ОмГУ Владимира Струнина, «удержать оригиналы документов у себя». Или, как в ОмГТУ, создавать вторую волну сдачи ЕГЭ по сложным дисциплинам, таким как физика.

Есть и еще особенности кампании «Абитуриент-2009». Заметно увеличился поток в вуз иногородних абитуриентов: из Новосибирска, Кургана, Тюмени, причем с лучшими, чем омские, баллами. Изменились и приоритеты в выборе специальностей. Так, в аграрном, наряду с традиционно хорошим набором абитуриентов по специальностям, связанным с землеустройством, водохозяйственным строительством, в этом году заметно вырос интерес к профессии ветеринара. В техническом университете увеличился конкурс на специальности по направлению технологии машиностроения, например, «металлорежущие станки и инструменты». По мнению ректоров, это связано с тем, что юноши и девушки, выбирая профессию, больше стали думать, будет ли после окончания вуза у них работа. Поэтому новые направления — нанотехнологии, информационные технологии, таможенное и нефтегазовое дело, открытые в ОмГТУ, наверняка будут пользоваться популярностью у абитуриентов.

Кстати, Наталья Чернявская точно заметила: дескать, конечно, приятно именоваться нанотехнологом или ракетостроителем, но кто кормить будет всю эту армию специалистов с престижными записями в дипломах, как не агрономы, зоотехники и механизаторы?

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ

То, что 20% омичей, сдавших ЕГЭ, не попали в вузы, первых лиц омского высшего образования не пугает. Ректор медакадемии вообще за ужесточение условий приема. Дескать, кто не прошел, пусть идет в средние специальные учебные заведения. А если уж у медсестры или фельдшера получится выучиться потом на врача, или у рабочего — на инженера, цены таким спецам не будет. Причем, по мнению Александра Новикова, внимание при приеме надо уделять не финансовой составляющей в возможностях абитуриента, а интеллектуальной.