По мнению активистов-«яблочников», поводов для недовольства милицией в Омске накопилось в последнее время много, а чашу терпения переполнило нашумевшее недавно двойное убийство, совершенное работником Называевского уголовного розыска Александром Мецем, покончившим с собой. С причинами этой трагедии разбиралась комиссия МВД, а результатом расследования стали выговор первому заместителю Омского УВД и понижение в должности двух сотрудников Называевской милиции.
Члены молодежного «Яблока» и Сибирской конфедерации труда (СКТ) посчитали, что таким образом столичная комиссия только подтвердила безнаказанность местных правоохранительных органов. На пикет, о котором мэрия была уведомлена заранее, «Яблоко», СКТ и представители некоторых других неформальных движений решили выйти с лозунгами: «Камерцеля — в отставку!», «Сдают нервы, меняй работу», «Вооружен и очень опасен», «Три трупа = два выговора?» По странному стечению обстоятельств, одновременно с оппозиционерами на площади у КДЦ «Маяковский» решили проводить свое мероприятие и представители «Молодой гвардии».
За пятнадцать минут до начала пикета у «Маяковского» уже кучковались «молодогвардейцы» и странноватого вида люди крепкого телосложения с триколорами в руках. Окаменевшие лица с невыразительными улыбочками, аккуратно стриженые затылки, четко выполняемые дирижером в кожаной кепке команды…
Ровно в намеченное время, когда на площади, перегороженной автобусами, появляются «яблочники» и эскатэшники, предназначение ребят с косою саженью в плечах на этом действе становится понятным: «Не давайте никому снимать, оттесняйте людей с плакатами!» — командует распорядитель в кожаной кепке. Ребята явно отрабатывают заготовленный ранее сценарий: теснят худосочных интеллигентов в очках и девушек в шарфиках, забирают по одному в кольцо, валят на землю, бьют по почкам.
Лидера Омского молодежного «Яблока» Михаила Маглова сначала тоже прижимают к асфальту, потом уволакивают в стоящий рядом автобус. Досталось и активистке Маргарите Ниязовой, пытающейся снимать беспредел на видео: два удара в солнечное сплетение, и девушка сжимается от боли.
— Милиция! Милиция! — кричит кто-то в толпе.
А действительно, где милиция? Она здесь или ее нет? Судя по тому, что происходит на площади, работников правоохранительных органов здесь и в помине не было. И в то же время, по уверению участников пикета, в толпе замечены отнюдь не рядовые офицеры УВД, только вели они себя как-то странно, а в ответ на призывы пресечь творящийся произвол, пожимали плечами и говорили, что никаких нарушений порядка не видят.
Если порядок — это именно то, что происходило в пятницу на площади у КДЦ «Маяковский», то это явно не то, что подразумевает демократическое общество. Может быть, именно при таком порядке и хотели бы жить высокопоставленные представители местных органов внутренних дел? Тогда им надо в другую страну.
Организаторы пикета, в числе которых и студент-политолог ОМГУ Антон Жебрун, задолго до начала мероприятия поставивший в известность муниципалитет и милицию о готовящейся акции, тем не менее, не исключали возможных прессинга и провокаций. Накануне пикета милиция проводила предупредительные беседы с их родителями, в результате чего матери Антона пришлось вызывать «скорую». Однако то, что случилось, превзошло ожидаемое.
— Меня, российского гражданина, били по голове российским флагом! — взволнованно говорит Антон. — Представители «Молодой гвардии» кричат антифашистские лозунги. Я сразу заявляю: мы никакого отношения к фашистам не имеем. Мы ненавидим национализм, как все нормальные люди. Но не исключено, что нам попробуют приписать какие-то профашистские действия.
В действительности ни один из представителей прессы не слышал от «яблочников» и представителей СКТ профашистских заявлений ни во время пикета, ни после, когда организаторы давали интервью. В понедельник, когда на сайте УВД появилась информация о задержании на пикете молодого человека с листовкой националистического толка и фашистской символикой, мы еще раз связались с «яблочниками» по телефону.
— Да, нам сказали, что был задержан кто-то с фашистской листовкой, — пояснил Антон Жебрун, — но к нам он никакого отношения не имеет, мы его не приглашали.
Что же касается самой акции и того, что на ней творилось, в информации пресс-службы УВД не сказано ни слова.