Омский рынок сотовой связи вырос за год на 11%

Нельзя сказать, что 2010 год на рынке сотовой связи был очень богат новостями и глобальными событиями, но об экономическом кризисе в уходящем году уже никто не вспоминал, что уже само по себе является плюсом.

Отрасль связи как таковая уверенно восстановилась от кризисного удара, сотовый рынок продолжает расширяться, развивается инфраструктура, появляются новые услуги, в связь охотно идут инвестиции, так что 2010 год вовсе не прошел незаметно. А «КВ», как обычно, постарались выделить несколько самых заметных событий.

В сухом остатке

Для начала немного общероссийской статистики: количество абонентов сотовой связи в России, по данным аналитической компании AC&M Consulting, к 30 ноября 2010 года возросло до 216,76 млн абонентов (на 1 января 2011 года данных еще нет). Уровень проникновения сотовой связи (количество SIM-карт на 100 человек) вырос до 149,3%. Сокращение абонентской базы коснулось в 2010 году лишь одного из российских сотовых операторов – ОАО «ВымпелКом» (торговая марка «Билайн»). На конец ноября абонентская база «Билайна» соратилась до 51,079 млн пользователей. У двух других операторов «большой тройки» зафиксирован прирост. Абонентская база «МегаФона» выросла до 56,412 млн абонентов, а база МТС — до 70,151 млн абонентов. Компания МТС по-прежнему занимает почти треть рынка — 32,4%, у ОАО «ВымпелКом» — 23,6%, ну а «МегаФон», поменявший в 2010 году свое третье место на второе, на 30 ноября имел 26% рынка. Лидерство среди локальных операторов держит по-прежнему компания «Теле2». У российского подразделения шведского холдинга по итогам трех кварталов 2010 года порядка 8,4% общероссийского рынка.

В Омском регионе свои абонентские базы операторы не раскрывают, поэтому для анализа ситуации приходится опираться только на данные независимых аналитиков. Они, понятно, не могут быть точны на 100%, но общую тенденцию по ним отследить можно. И первая отслеживаемая тенденция такова: сотовый рынок в Омской области в 2010 году упорно продолжал расширяться, несмотря на очевидную перенасыщенность услугами четырех основных операторов. По данным аналитика международного агентства ACM Consulting Антона ПОГРЕБИНСКОГО, уровень проникновения сотовой связи в Омской области на конец октября 2010 года составлял 139,5%, что все еще ниже общероссийского уровня. Если на каждую сотню россиян приходилось по 149,3 активированных SIM-карт, то на каждую сотню жителей Омской области — 139,5. Учитывая, что в октябре 2009 года проникновение сотовой связи в регионе было на уровне 128%, то можно сделать вывод, что за год сотовый рынок прирос на 11,5%, что существенно выше общероссийских темпов роста.

А вот доли операторов на омском рынке к осени 2010 года, если верить данным AC&M Consulting, не слишком изменились. Ничего не добавил за год лидер — компания «Теле2 Омск», у которой по-прежнему 44% рынка (в 2009 году лидер рынка потерял 1%). Не изменилась в уходящем году и рыночная доля МТС. Первый российский оператор в Омске по-прежнему держится на второй строчке с 30% рынка (в 2009 году омский филиал МТС потерял 2% рынка). Не изменилась и территория компании «Скайлинк», у которой традиционно последнее место с долей менее 1%. Немного прибавил к своей территории омский «МегаФон», который и в 2009 году подрос на 2%, а за минувший год добавил еще 2% и концу октября занимал уже 8% омского рынка. А «Билайн», по данным независимых аналитиков, несколько сдал свои позиции. На омском рынке доля «ВымпелКома» снизилась с 19% до 18%. Нетрудно догадаться, что в Омске абонентскую базу «Билайна» откусил «МегаФон», поскольку больше ему неоткуда было откусывать.

3G шагает по планете

О мобильном Интернете, напомним, много говорят с апреля 2007 года, когда все операторы «большой тройки» получили одновременно лицензии Минкомсвязи на развертывание сетей третьего поколения, и за это время блеск новизны с технологии 3G несколько стерся. И 2010 год в эту тему вроде бы ничего нового не добавил. Но весь прошедший год операторы «большой тройки» продолжали радовать омичей новостями про мобильный Интернет. И МТС, и «Билайн», и «МегаФон» упорно расширяли свои зоны покрытия сетями 3G, стремились выйти за пределы Омска, освоить территории районных центров, думали над новыми тарифными предложениями, расширяли списки мобильных сервисов, желая побудить нас генерировать больше трафика. В общем, технология 3G в уходящем году не просто закрепилась на взятой высоте, но и доказала, что скоростная передача данных в сетях 3G еще, как минимум, несколько лет будет оставаться главным драйвером роста для сотовых операторов.

Рост популярности мобильного Интернета в ушедшем году подтверждают и сотовые аналитики. По данным компании Jason and Partners Consulting (JPC), за девять месяцев 2010 года в России было продано более 4,2 млн 3G-модемов. По оценке самих сотовых компаний эта цифра еще больше — свыше 5 млн. Аналитики ожидали, что к концу 2010 года общее количество пользователей мобильного Интернета возрастет до 14 млн человек (8 млн с 3G-модемами и около 6 млн с 3G-телефонами), а это уже серьезный задел. В 2010 году продолжалось и активное проникновение сетей 3G в малые и совсем малые города. Как уверяют в JPC, к 1 ноября в России функционировало уже более 1600 сетей по технологии 3G.

Омский рынок по передаче данных начал формироваться в 2009 году, но окончательно сложился только в 2010 году. На конец прошедшего года, по оценке ведущего консультанта JPC Виталия СОЛОНИНА, в Омской области основную часть доходов «большой тройки» от услуг по передаче данных получало ОАО «МТС» (49%), на втором месте был «Билайн» (39%), а «МегаФону» в этом сегменте сотовой связи досталось 12%. Видимо, потому, что «зеленый» оператор сильно задержался с запуском в Омске сети 3G и вышел на режим фактически летом 2010 года, в то время как МТС и «Билайн» предлагают услуги мобильного Интернета с 2009 года.

А вот у омского лидера сотовой связи компании «Теле2» на рынке мобильного Интернета доли нет вообще. Шведский холдинг, который позиционирует себя как сотового дискаунтера, всегда «нажимал» на голосовой трафик, поэтому омские абоненты этого оператора все еще довольствуются технологиями GPRS и EDGE. Наверное, это не очень правильно, но у менеджеров «Теле2», как говорится, собственная гордость, и на все критические замечания в свой адрес они отвечают, что когда, мол, у абонентов возникнет такая нужда, то у «Теле2» обязательно появится мобильный Интернет, который тоже будет самым дешевым.

В «Теле2» даже грозились построить сети 4G, но эта идея пока трудноосуществима. Хотя о скорой смене технологии 3G на технологию 4G (Wimax либо LTE), которая позволяет осуществлять беспроводную передачу данных со скоростью свыше 100 Мб в секунду, что примерно в 15 раз быстрей, чем в самых скоростных сетях 3G, в уходящем году говорили много. В марте 2010 года Роскомнадзор даже подвел итоги конкурса по распределению частот, на которых будут строиться сети 4G во всей стране. Частотный диапазон в Омской области достался Ростелекому, который, по условиям лицензии, должен развернуть сеть 4G в течение полутора лет. Теоретически, к 2012 году область может получить еще одного мощного сотового оператора, но в это верится с трудом, пока Ростелеком занят организационными задачами слияния с «дочками».

Последний из могикан

Еще одним заметным прошлогодним событием на омском рынке сотовой связи стала, по мнению «КВ», отставка Аркадия РЯЗАНОВА, занимавшего пост директора филиала ОАО «МТС» в Омской области. Вообще, на сегодняшнем сотовом рынке кадровыми перестановками удивить трудно, но Аркадий РЯЗАНОВ — случай особый. Выходец из печально знаменитого Инкомбанка, РЯЗАНОВ был первым и единственным генеральным директором компании «Мобильные системы связи», которая под его руководством запустила первую омскую сеть стандарта GSM. В итоге РЯЗАНОВ отстоял у руля сначала МСС, а потом и филиала МТС более 13 лет. По сегодняшним меркам, это почти рекорд. Под его руководством омский филиал МТС долгое время сохранял лидерские позиции и был самым крупным сотовым оператором на омском рынке. Правда, при нем же эти лидерские позиции филиал благополучно уступил в 2006 году компании «Сибирская сотовая связь» («Теле2 Омск»), которую возглавлял на тот момент другой пионер омского сотового рынка — Геннадий ФРИДМАН.

Причины ухода РЯЗАНОВА в ОАО «МТС» пояснить отказались, но намекнули, что отставка РЯЗАНОВА была добровольной. Сам РЯЗАНОВ от комментариев тоже воздержался (все эти годы он был личностью непубличной, с прессой общаться не хотел и своим принципам не изменил до конца). Впрочем кадровая перестановка в филиале МТС ни для кого из сторонних наблюдателей не стала неожиданностью. Во-первых, напряжение между РЯЗАНОВЫМ и Москвой было заметно давно. Во-вторых, к началу 2010 года Аркадий РЯЗАНОВ оставался уже последним из первых, и его «добровольный уход» был вполне логичным решением руководства ОАО «МТС» с точки зрения корпоративной логики. В омских филиалах «Билайна», «Теле2» и «МегаФона» первых директоров сменили еще раньше.

Перед новым директором филиала МТС в Омске, выходцем из Владивостока Андреем СЕРГИЕНКО, поставили тоже вполне ожидаемую задачу – увеличить рыночную долю МТС в регионе, запустить новые продукты, развивать сети пунктов обслуживания и сети 3G. До назначения директором филиала МТС в Омске СЕРГИЕНКО занимал должность директора филиала МТС в Приморском крае, где, как уверяют, под его руководством был реализован целый ряд успешных проектов. Вполне вероятно, что о своем выборе сменить бурный Владивосток на сонный и очень консервативный Омск Андрей СЕРГИЕНКО уже пожалел. Несмотря на все его старания по продвижению SIM-карт от МТС, никакого прироста рыночной доли МТС пока не наблюдается. Кусочек от абонентской базы омского народного «Теле2» лидеру «большой тройки» откусить тоже не удалось. Разве что на омском рынке передачи данных, где «Теле2» пока не присутствует, СЕРГИЕНКО удалось застолбить самый большой участок, что, впрочем, тоже неплохо, учитывая перспективность этого рынка.