В октябре 2010 года предприниматели, работающие на рынке косметологических услуг Омска, приняли решение о создании партнерства. Корреспондент «КВ» Ольга УМОВА побеседовала с директором НП «Содействие развитию медицинской косметологии Омской области» Анастасией ЕГОРОВОЙ о том, чем занимается новая организация, каковы проблемы и перспективы медицинской косметологии в городе.
— Анастасия, расскажите о том, и для чего было организовано некоммерческое партнерство?
Основная цель — заинтересованное общение участников рынка, совместное решение возникающих в отрасли проблем. Сегодня в наших рядах девять медицинских клиник и салонов. Это медицинский центр «Афродита» , Клиника медицинской косметологии «Виталь» , VIP-клуб красоты Dolce Vita, Медицинский центр «Камелот» , французский салон красоты «Крисс Триан», салон красоты «Нимфа», вип-центр «Светлана», «Центр пластической хирургии доктора Пуценко» и «АМД-Лаборатория». Юридическое сопровождение интересов партнерства осуществляется «Центром медицинского права»
— Как бы вы охарактеризовали сегодня ситуацию в отрасли?
— Нас беспокоит сложившаяся ситуация на рынке «красивого» бизнеса — в области медицинской косметологии. Участники партнерства все чаще стали сталкиваться с недобросовестной конкуренцией и потенциальной опасностью причинения вреда здоровью потребителям. Это и работа большинства салонов без наличия медицинской лицензии на оказание услуг, и незаконная работа врачей с пациентами в домашних условиях.
— Раскройте секрет: сколько в Омске лицензированных косметологических клиник?
— Тут никакого секрета нет. В Омске работают по лицензии только 12 государственных и муниципальных и 33 частных медицинских организаций. А всего, по последним подсчетам, в Омске насчитывается 600 частных салонов красоты и парикмахерских, где оказываются косметологические услуги. Причем не лицензированные заведения далеко не подпольные, а известные и широко разрекламированные. Мы проанализировали омские глянцевые журналы за февраль и март, получилось, что там порядка 70% рекламируемых салонов не имеют лицензий, но оказывают медицинские услуги.
— Наверное, невозможно избежать такой ситуации, когда специалист клиники оказывает косметологические услуги за пределами заведения?
— Нам известны врачи, которые этим занимаются. Многие готовы выезжать к клиенту на дом. Есть и врачи, которые оборудовали косметологические кабинеты прямо у себя дома. Однако законом специалистам запрещено оказывать медицинские косметологические услуги третьим лицам как у себя дома, так и дома у потребителя. За несоблюдение этого запрета установлены юридические санкции. В числе этих специалистов-надомников есть и такие, которые работают параллельно в известных клиниках. Дома такие врачи предлагают свои услуги иногда дешевле, чем в клинике. Но пациенты не учитывают, что приходя на дом, они становятся абсолютно бесправными и специалист не несет никакой ответственности за их здоровье. Клиент не подписывает в этом случае договор на оказание медицинских услуг, не оформляет индивидуальное добровольное соглашение на их проведение. Возникает полная юридическая незащищенность потребителя. А если что-то пойдет не так? Потом этот «домашний» косметолог, не моргнув, скажет вам в лицо: я вас не знаю. Законно работающая и финансово состоятельная организация в экстренном случае сможет покрыть любые непредвиденные последствия проведенных косметологических процедур. Тут речь не только о врачебных ошибках, но и в целом о процессе восстановления после процедур, многие из которых достаточно травматичны.
И еще один огромный минус при проведении косметологических процедур на дому. В таких условиях невозможно гарантировать качество препаратов, предназначенных для введения пациенту, условия их хранения, соблюдение санитарных норм и порядка дезинфицирования инструментария. Так что для клиента это огромный риск, даже если речь идет о безобидной процедуре вроде чистки лица или маске.
— Перечень косметологических услуг разнообразен. Оказание каких из них не требует наличия медицинской лицензии у предприятия?
— Все услуги по уходу за лицом и телом обязательно должны быть лицензированы. В Омске большинство салонов красоты, в которых делаются чистки лица, массаж тела, пирсинг, татуаж, не имеют медицинских лицензий, а значит, не имеют права оказывать данные услуги. В 2010 году были приняты новые СанПиНы и для парикмахерских, и для медицинских косметологических клиник. В проекте Приказа «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи по профилю косметология» от 26 апреля 2010 года к косметологическим процедурам причисляются даже нанесение маски и восковая эпиляция. Но если это и останется бытовой услугой, на деятельность парикмахерских также распространяются специальные санитарные нормы, обязывающие их использовать в своей работе дезрастворы, автоклавы, одноразовые инструменты и прочее. Выбирая салон красоты, пациент должен убедиться в наличии лицензии. Цена этому правилу — здоровье.
— Кто должен осуществлять контроль в отрасли, и почему это не делается в полной мере?
— Качество медицинских услуг контролирует Росздравнадзор и Минздрав. Выполнение санитарных норм — Роспотребнадзор. Но если косметологический кабинет не лицензирован, в базе того же регионального минздрава он не числится и под проверки контролирующих органов не подпадает. Но мы готовы оказывать содействие и юридическое сопровождение интересов граждан, пострадавших от некачественных услуг. Этим будет заниматься наш партнер – Центр медицинского права, юристы которого не первый год специализируются на подобных вопросах и считаются признанными профессионалами в этой области не только в Омске, но и в России. Мы как Партнерство можем и будем писать письма, обращения, направлять жалобы, доносить информацию всеми законными и доступными способами. Мы направили письмо губернатору Омской области с просьбой создать рабочую группу из представителей участников рынка и контрольно-надзорных органов, представителей власти для согласования интересов государства и медицинского бизнеса и объединения их действий в интересах потребителей. Ответа пока не дождались.
— Что вы можете сказать о качестве предлагаемых в Омске косметологических услуг?
— Качество услуг тоже бывает различным. В последнее время часто приходится сталкиваться с негативными последствиями проведенных косметологических процедур. С чем это связано? Приведу простой пример. Если авторитетная клиника косметологии может себе позволить приобретение дорогостоящего аппарата, окупаемость которого растянется на годы, за счет оборотных или заемных средств, то у сомнительных заведений таких возможностей нет. Поэтому в ряде омских заведений, как нам известно, используется нерастаможенное контрафактное оборудование из Китая, и не сертифицированное в России, не прошедшее никаких клинических испытаний, не числящееся в списках медицинского оборудования. Это некий аналог европейского оборудования с неизвестными параметрами, и от него не то что пользы, как бы вреда не было. Так, по нашей информации, один из салонов, активно рекламирует такую услугу, как радиоволновой лифтинг, но оказывает ее на контрафактном оборудовании, неизвестно где купленном. Еще одна проблема в том, что салоны часто скрывают методы лечения, применяя то, что у них есть, а не то, что нужно в данном конкретном случае. Совсем недавно был случай, когда гемангиому грудному ребенку выжигали жидким азотом, а необходимо было лишь применить лечение лазером. Теперь у ребенка на месте гемангиомы обширная воспаленная раневая поверхность, а моральные и физические страдания, пережитые ребенком, и те, что еще предстоят, вообще трудно оценить.
— Как пациенту уберечь себя и не ошибиться при выборе клиники?
— Как я уже говорила, придя в клинику нужно в первую очередь убедиться в наличии лицензии на медицинскую деятельность. Стоит поинтересоваться и образованием косметолога, который будет с вами работать. Специалист должен иметь высшее медицинское образование (лечебный или педиатрический факультет), пройти два года ординатуры либо по дерматовенерологии, либо по косметологии, и курсы по терапевтической косметологии (4 месяца). На каждый косметологический аппарат клиника должна иметь регистрационное удостоверение, сертификат соответствия и прочие документы.
— Скажите, а разнообразие услуг играет сегодня значительную роль для клиента при выборе салона или клиники?
— Есть широкий спектр медицинских косметологических услуг, который предлагается практически в каждом заведении. Своего рода джентльменский набор. Но косметология не стоит на месте. Регулярно появляются новые эффективные препараты и современные аппаратные методики для омоложения кожи и коррекции фигуры. И те клиники, которые внедряют их первыми, всегда интересны и предпочтительны для клиента. Но важнейшим фактором востребованности клиники всегда будут качество и безопасность оказываемых услуг. Что касается каких-то экзотических практик, хочется донести до потенциальных клиентов мысль о том, что нужно быть осторожными с экспериментами. Если какие-то нетрадиционные практики разрешены в Китае или других странах, это еще не значит, что они должны быть разрешены и приемлемы в России. К примеру, те же рыбки, которые были завезены в Омск для проведения педикюра. Продезинфицировать их невозможно. Что у них осталось в ротовой полости после предыдущих клиентов, никому неизвестно. Теплая вода, в которой они содержатся, — идеальная среда для размножения грибка.
— Какова на сегодня кадровая политика в отрасли, на выпускников каких учебных заведений стоит ориентироваться работодателям?
— Для врача-косметолога необходимо высшее, а для медсестры — среднее медицинское образование и последующее прохождение специализации в области косметологии. Однако безответственный подход всех прочих учебных заведений, далеких от медицины, налицо. В Омске есть учебные заведения, которые принимают выпускников 9-го класса, то есть 14-летних детей, на обучение по специальностям «Косметика и визажное искусство» , «Косметик» . Так вот, этих детей и их родителей заведомо вводят в заблуждение. Такие «специалисты» не получат возможности работать косметологами в достойной клинике или салоне. Выпускник того же «Ориентира» не может работать косметологом и даже медсестрой при косметологической клинике, не имея медицинского образования.
— И последний вопрос. Вы планируете расширять ряды партнерства? На какой критерий при этом ориентируетесь?
— Разумеется, мы привлекаем участников рынка к совместной работе с нами. Обязательны для наших членов наличие медицинской лицензии и сложившаяся на рынке репутация.