Как сообщила пресс-секретарь департамента дорожной деятельности и благоустройства Л. Елтышева, об этих и других интересных фактах из жизни нашего города можно узнать в недавно вышедшей книге Владимира АНДРЕЕВА «История мирового дорожного строительства. Проблемы современного дорожного хозяйства».
Будучи начальником дежурно-диспетчерской службы администрации города Омска, Владимир Иванович заочно учится в аспирантуре СибАДИ по специальности «Автомобильные дороги». И эта книга — по сути своей, учебное пособие, основанное на практическом опыте автора: долгие годы Андреев возглавлял дорожно-эксплуатационный участок Советского района. Кроме того, начиная с 1966 года вел наблюдения и собирал материал о развитии городского дорожного хозяйства.
Исторических фактов о том, как начиналось омское дорожное строительство, в книге собрано немало.
Так, первый план Омска датируется 1860 годом. В ту пору в нашем городе было 2102 дома, 17 улиц, 26 переулков, 6 площадей. Длина Омска вдоль Иртыша составляла 5 верст, ширина — до 2 верст.
Первые попытки благоустройства омских улиц относятся к рубежу XX века. Например, в 1898 году в городе была построена первая мостовая протяженностью 350 метров — от моста в сторону нынешней улицы Ленина. Любопытно, что в ту пору при строительстве дорог использовали жженый кирпич и гальку: из кирпича выкладывали клетки, а пространство в них заполняли галькой.
Тогда же в Омске стали обустраивать первые деревянные тротуары. В 1931 году протяженность тротуаров от общей длины улиц составляла 28,8%, более 213 омских улиц вообще не имели тротуаров.
С 1904 по 1914 год улицы Омска начали мостить камнем. За шесть лет удалось выложить первые почти два километра дорог, в т.ч. частично — на нынешних улицах Ленина, Думской, Лермонтова.
В 1932 году был сделан новый — асфальтовый — тротуар (шириной 3 м, площадью 330 кв. м) по улице Ленина у здания СибАДИ. Эту дату можно считать датой первой укладки асфальтобетона в Омске. Плановое асфальтирование городских дорог, хотя и в незначительных объемах, началось с 1936 года.