Бывает иначе: это вдруг обрушившаяся стихия, или катастрофа, или совершенно незаметное происшествие. Однако именно оно заставляет принять решение, как жить дальше, и тогда бытие обретает совсем другой смысл, к которому вовсе не готовился, о каком не мечтал, но обрёл самое настоящее счастье.
Катастрофа
Я хочу познакомить вас с обаятельной женщиной, которая и пережила жуткую катастрофу, и приняла неожиданное для себя решение, и, не глядя на все перипетии судьбы, счастлива и готова своим счастьем делиться с другими. Зовут ее Елена Александровна Харламова, она директор казенного общеобразовательного учреждения «Коррекционная школа № 8». То есть того, в котором учатся дети с интеллектуальной недостаточностью. Думаю, о чем речь, читателям понятно, и слишком разжевывать — бестактно.
Елена Харламова родилась в Омске. Однако ее отец Александр Михайлович, инженер, замначальника мехколонны, забрав жену Любовь Францевну и двухлетнюю дочь Леночку, поехал колесить по России. Сначала Бердск, а затем БАМ, Западный участок, Усть-Кут, поселок Магистральный.
— Мои родители — строители Байкало-Амурской магистрали, — в голосе Харламовой слышится гордость.
Но Омск всегда оставался родным городом. Здесь продолжала жить бабушка, сюда девочка приезжала на каникулы, а после школы в Магистральном поступила в Омский пединститут на исторический. Со второго курса была комсоргом факультета и на пятом попросила ее переизбрать.
Все-таки я хочу учиться, — заявила Харламова на заседании парткома и закончила пед с красным дипломом.
Когда девушке исполнилось 19 лет, она, работая в стройотряде на кирпичном заводе в Розовке, заработала аж 400 рублей — сумму по тем временам немалую. Вот и решила сделать себе с мамой подарок — морской круиз. Счастливая, приобрела два билета по 93 рубля на теплоход, курсировавший по Черному морю. Теплоход назывался «Адмирал Нахимов».
Сначала долетели до Москвы, потом поездом до Одессы и там сели на теплоход. Утром были в Ялте, а дальше путь лежал в Батуми и обратно… Все случилось в Новороссийске, в Цемесской бухте. С выходом из Новороссийска задержались на полчаса, ждали какого-то кагебешника (начальника Одесского управления КГБ генерала Крикунова) с семьей. Они — он, жена, дочь и внук — все погибли.
31 августа 1986 года в 22.00 пароход «Адмирал Нахимов» с пассажирами на борту отошел от причала порта Новороссийск и последовал к выходу из Цемесской бухты, направляясь в Сочи. На борту его находились 1234 человека: 888 пассажиров и 346 членов экипажа.
В это же время грузовой теплоход-сухогруз «Петр Васев» входил в Цемесскую бухту. Столкновение произошло в 23 часа 12 минут.
— Пробоина в борту «Нахимова» была восемьдесят квадратных метров.
На теплоходе сразу же погас свет, людей охватила паника. Пароход стал валиться на правый борт. Никто из пассажиров не мог ничего понять: кромешная тьма, грохот, неожиданный крен судна. Однако механику, свободному от вахты, удалось запустить аварийный дизель-генератор в кормовой части палубы А — заработало аварийное освещение, которое функционировало всего 2 минуты. Эти несколько минут многим пассажирам спасли жизнь. Кто-то смог открыть дверь своей каюты и спасти своих детей, кому-то повезло найти выход из запутанного лабиринта переходов и коридоров судна, другим в это время удалось надеть спасательные жилеты и устремиться к своему спасению — наверх!
— Я в тот момент сидела в баре с мальчиком из Литвы. Болтали, смеялись, договаривались о свидании. Потом его больше никогда не видела. А мама находилась палубой выше, пошла на вечер «Кому за 30». Когда случился удар и все погасло, мы сообразили выскочить из бара и побежать на корму. Теплоход уже кренился, и я, как по горке, заскользила вниз, в воду. Не помню, сколько барахталась, но вдруг появилась какая-то лодка, я уцепилась за борт, и меня втащили. Вокруг женщины, а одна из них лежит на дне. Я ей — руки в стороны — вспомнила про искусственное дыхание рот в рот, — и никак не могла понять, что она уже мертва…
Лишь в 24 часа 31 августа капитан Ткаченко с борта «Васева» доложил капитану порта, что «Нахимов» затонул. Всего за эту ночь экипажем сухогруза было поднято 36 человек и один труп.
— С мамой встретились на берегу. Она, как и я, соскользнула по борту с кренящегося судна. Нас, омичей, на «Нахимове» было двадцать четыре человека. Осталось двенадцать. В этом году миновало уже двадцать пять лет с того круиза. Мы встретились на кладбище. Там дюжина могил рядком.
После трагедии у Елены случилась аэрофобия — стала бояться летать в самолетах.
— Понимаете, там, в воде, я сохранила присутствие духа, совершенно не поддалась панике и могла руководить собой. А в самолете я, наоборот, чувствую беспомощность.
И лишь только в этом году, впервые за двадцать пять лет, взошла на борт воздушного судна. Но об этом чуть позже.
Стечение обстоятельств
После окончания института Лена Харламова, будучи уже замужем, уехала вслед за супругом в Туапсе. В маленьком городке найти работу в школе сложно. Тем не менее, молодой учительнице предложили в коррекционной школе сразу три должности: преподавание истории, музыки и быть пионервожатой. С присущей Елене Александровне ответственностью и энтузиазмом она взялась за новую работу. А тут как раз в обычной школе, буквально через дорогу от их небольшого старого здания,открылась вакансия историка. Когда предложили, отказываться не стала.
Казалось бы, еще неопытный преподаватель, работая с не совсем адекватными детьми, трудится изо всех сил, сцепив зубы и стиснув кулачки, но зато отводит душу на уроках истории, уча обычных ребят. Нет, все случилось иначе.
Однажды, начав урок в девятом классе, Елена Александровна услышала ритмичный стук. Некий балбес, сидя на задней парте, с ухмылкой отбивал ботинком такт. Сделала одно замечание, другое, тому хоть бы что.
Выгонять из класса нельзя, а бежать жаловаться директору — дать слабину, еще больше распустятся. Скрепя сердце довела урок до конца и пошла через дорогу в свою родную школочку. Села за стол, детки мои, аккуратно сложив локоточки на партах, молчат — ждут, когда начну. А меня колотит. И вдруг, закрыв лицо ладонями, разрыдалась. И главное, остановиться не могу. Слышу, они меня успокаивают. разрыдалась. А один, такой страшненький, по фамилии Грапонов, его так и звали — Дракон, вдруг лезет в карман, достает конфету — не плачьте, мол, Елена Александровна, не надо. Другие тоже вслед за ним несут мне на стол нехитрые сладости…
Вот тогда Харламова и решила всю свою жизнь посвятить преподаванию именно в коррекционной школе.
Директор
В 1989 году Елена Харламова вернулась в Омск. С двумя дочерьми. Старшая, Маша, в этом году закончила с красным дипломом педагогический университет, младшая , Сашенька, учится в девятом классе.
Опыта у педагога было уже достаточно, и Елену назначили директором. Конечно, это не только преподавание. На ее хрупкие плечи…
А Елена Александровна росту невысокого, можно сказать, миниатюрная, но изящная и стремительная, как небольшой ураган, с глазами, точно фонари в ночи, и римским профилем, очаровывает с первого мгновения. Но если строга -не дай бог, с вами, хотя голоса никогда не повышает… Так вот, на ее хрупкие плечи легли и хозяйственно-финансовая деятельность, и обеспечение безопасности, и кадровая политика. Сейчас, например,занимается, поисками водителя на школьную «газель», и абы какой не подойдет — ведь дети. К людям требовательна. Недавно уволила главного бухгалтера, и, думаю, не по личному капризу.
Ну, а уж про подчиненных, про коллег, про учителей разговор особый.
— Я сама учусь, и они должны учиться. Братва пишет, — это она девочек своих братвою зовет, — статьи, методички, материалы для конференций. К нам и из деревень приезжают опыт перенимать. Кстати, среди учителей много беременных, считаю, очень хороший показатель.
Даже трудно поверить, что у этой заразительно смеющейся женщины твердые кулачки и деловая хватка.
— Как-то у нас состоялся открытый урок по государственному устройству. Дети, какие бы они ни были, должны знать, где живут. Так вот, пятиклассницы так живо рассказывали о системе управления областью и городом, да еще с точным перечислением фамилий — у присутствовавших коллег челюсти отвисли, долго ничего вымолвить не могли.
Между прочим, Елена Александровна — автор уникального учебника по обществознанию для детей с интеллектуальной недостаточностью. Вот ждет решения министерства. Это восьмой класс, а сейчас в работе учебник для девятого. А ведь там не просто тексты: рисунки, веселые диаграммы, увлекательные истории — все для более легкого восприятия предмета.
И напоследок
Давеча села с подругой в самолет и слетала в Испанию. Конечно, переживала, но полет прошел нормально.
Идут наши девушки по Барселоне, заглядывают в тихие уголки и вдруг на территории какого-то монастыря слышат «Во поле березка стояла» на испанском языке. Открывают дверь, заглядывают, а там класс, и дети разучивают песенку. Подруги, нисколько не робея, заходят и поют ту же «Березку», но, понятно, на русском. Весь класс вместе с учительницей смотрел на них, как на марсиан, а потом хлопали, будто у них состоялся концерт заезжих звезд.