В Саргатском районе ветерана Великой Отечественной войны Дмитрия Васильевича Ботвинкина, без преувеличения, знают все. В 60-70-е годы прошлого века он руководил районом, а сегодня ведет большую работу по военно-патриотическому воспитанию. В минувшую же пятницу о ветеране узнала вся область: Дмитрий Васильевич зажигал огонь юбилейного, сорокового, «Праздника Севера».
Мы встретились с Дмитрием Васильевичем незадолго до начала церемонии открытия сельской Олимпиады. Ветеран достал из кармана пиджака свою фотографию: «Хочу подарить внучатому племяннику — он участвует в «Празднике Севера». На фотографии — капитан первого ранга Ботвинкин в парадной морской форме со множеством медалей…
Его призвали в армию в первый месяц Великой Отечественной.
— Начинал я свою службу со школы радистов на знаменитом острове Русский, — вспоминает ветеран. — Все ждал, когда меня отправят по назначению, на подводную лодку, но мне сказали: «Будешь инструктором в школе».
Дмитрий Васильевич стал писать командованию рапорт за рапортом, и наконец повезло — его отправили служить в Советскую Гавань на подлодку «Л-119».
— Вы смотрели фильм «Командир счастливой «Щуки»? — глаза ветерана увлажняются, — вот на такой лодке я и служил. Мы сопровождали наши транспортные корабли, которые шли из Америки в порт Находка, несли пограничную службу. А когда началась война с Японией, наша лодка участвовала в освобождении Южного Сахалина.
Ветеран вспоминает, как погибла подводная лодка «Л-19» — на ней служил товарищ Дмитрия Васильевича по школе радистов:
— Погибли все, лодку до сих пор не нашли, экипажу поставили памятник во Владивостоке, все имена там указаны. Нас тоже бомбили, да еще как. Ощущение такое, словно бы сидишь в пустой металлической цистерне, а по ней бьют кувалдой. Душераздирающий звенящий звук. Гаснет свет, темнота, через сальники начинает пробиваться вода. А глубина метров сто — девяносто.
Дмитрий Васильевич отлично помнит, сколько глубинных бомб сбросил на «Щуку» противник: тринадцать. Но экипажу удалось уйти от погони, игра в «кошки-мышки» — так называется это на языке подводников — закончилась в пользу «Л-119». В другой раз удалось уйти от пикирующего бомбардировщика: подлодка срочно — за 35 секунд -погрузилась в воду. «Щука», на которой воевал Ботвинкин, действительно оказалась счастливой — на ней Дмитрий Васильевич дослужил до конца войны.
Потом его демобилизовали и вновь призвали в армию. Так Ботвинкин стал офицером. После сокращения вернулся домой. Работал учителем, директором школы, заочно учился в институте, окончил Высшую партийную школу в Москве. «Я был вечным студентом», — смеется Дмитрий Васильевич.
А вскоре началась практика — Ботвинкин был назначен председателем Саргатского райисполкома. Строил школы, дома, проводил в райцентре водопровод. Он и сейчас активно участвует в делах своего родного района. С Дмитрием Васильевичем советуются нынешние руководители, приглашают на различные мероприятия. На вопрос, в чем залог успеха в жизни, ветеран отвечает просто: «Надо всегда оставаться человеком. Это самое важное».