После выборов в Госдуму РФ и региональный парламент Омск присоединился к общероссийским настроениям под лозунгом «За честные выборы», и недовольные прошедшими выборами избиратели трижды собирались на Театральной площади — 10, 11 и 24 декабря.
Площадкой для обсуждения идей и действий стала социальная сеть «Вконтакте». В первые дни после выборов определились лидеры движения, о которых раньше никто ничего не слышал (теперь их зовут «гражданскими активистами»), присоединились уже известные омичам общественники и партийная оппозиция.
Групп, пожелавших выступить со своей позицией, оказалось несколько, в итоге после «мирного собрания граждан» 10 декабря, организованного при активном участии Виктора КОРБА, еще один митинг состоялся 11 числа. Здесь основными агитаторами выступила группа молодежи — Олеся РУБАНКОВА, Виктория ПИЧУГИНА, Роман ПЕРЕВОЛОЦКИЙ и Михаил ЯКОВЛЕВ (интервью с ними — в «КВ» от 21 декабря 2011 года). Политологи отмечают, что движущей силой митингов не только в Омске, но и по всей стране стали не партии, а обычные избиратели. «Протест идет широкий, народный, и освистывают представителей всех партий без исключения. То, что идет искусственный подогрев этих настроений, — полная чушь. Протестные митинги, которые мы видели 10 и 24 декабря, организованы не конкретными ангажированными группами, на них присутствовал весь социальный спектр», — отмечает директор ООО «ГЭПИЦентр-II» Вадим ДРЯГИН.
Следующая волна митингов по всей России была намечена на 24 декабря, и в Омске к этому дню партийцы и несистемная оппозиция попытались объединиться — в общем митинге приняли участие региональные отделения партии «Яблоко», «Справедливая Россия» и ЛДПР. Однако на Театральной площади в этот день помимо митинга «За честные выборы» прошло еще несколько мероприятий: митинг КПРФ, а также что-то вроде собрания «Молодой гвардии», которая выступала своего рода помехой. И если 10 декабря собралось порядка 2000 человек, то 24 декабря лишь 400-600 человек и примерно столько же под флагами коммунистов (между тем в Москве на второй митинг собралось гораздо больше людей). Как отметил один из активных организаторов митинга 24 декабря, лидер омского «Яблока» Сергей КОСТАРЕВ на пресс-конференции после мероприятия, часть гражданских активистов отошла от организационных дел после того, как их вызвали «поговорить» в ФСБ. «Мы старались, но все же недостаточно было информационной поддержки. Мы не доросли еще до московского уровня политической позиции. На первый митинг люди пришли посмотреть, сработала эмоциональная реакция. Как писал ГУМИЛЕВ, второй раз на митинг ходят только убежденные, поэтому логично, что было меньше людей. Ну и, к сожалению, в Омске 24 декабря оппозиция не смогла объединиться», — отметил КОСТАРЕВ. По мнению Михаила ЯКОВЛЕВА, не охваченной оказалась аудитория из «оффлайна» — те, кто не пользуется активно сетью Интернет. Не получилось слиться с КПРФ 24 декабря, по словам КОСТАРЕВА, потому, что коммунисты не согласились на условие, предъявляемое ко всем партиям и организациям, — разворачивать свои флаги в количестве не более трех штук. Более жестко на параллельный митинг коммунистов отреагировал Виктор КОРБ, заявивший, что с КПРФ иметь дела более не желает.
— Почему активность на втором митинге была ниже, сказать трудно, — комментирует Вадим ДРЯГИН. — Трудно сделать срез. У нас нет общественных организаций, политических клубов, которые охватывали бы эту протестную часть населения. А вообще омичу, сибиряку, видимо, нужен иной политический механизм, пусть даже митинг, но иной. С новыми лозунгами и новыми людьми, а они появятся, если протестная волна не схлынет. Если хотите, нежелание идти на общегородское мероприятие — это тоже форма протеста. Бойкотировать, к примеру, День города.
Призывы от участников митингов озвучиваливась самые разные — от мирного «не допустить фальсификаций на следующих выборах и призвать к проявлению своей гражданской позиции» до признания результатов голосования 4 декабря нелегитимными. «Мы решили организовать общегражданскую коалицию из людей, которым небезразлично, как развивается наш город. Мы за мирную, законную смену власти — не революцию, а эволюцию», — заявил Михаил ЯКОВЛЕВ «КВ». По мнению Вадима ДРЯГИНА, власти в преддверии президентских выборов напугались общероссийских акций протеста: «Не стали трогать митингующих, не давили, не послали полицейских разгонять. Заговорили о выборах губернатора, о выборах одномандатников в Госдуму. Предлагают разные варианты реформ, чтобы показать готовность к компромиссам».
Иное мнение на происходящее у политолога Михаила МАШКАРИНА. «Я не очень хорошо понимаю природу этих митингов. На мой взгляд, протест не имеет под собой оснований — в Омской области избирательная комиссия работала честно. Результат получился предсказуемым и неплохим для оппозиционеров. А с митингами… наверное, везде дали команду. И потом такие комичные ситуации получаются, когда на одном пятачке на митинге стоят коммунист КРАВЕЦ и КОРБ, который в свое время был ярым антисоветчиком», — прокомментировал «КВ» он.
Следующая волна митингов планируется по стране на 4 февраля. В сети «Вконтакте», в группе, посвященной этому событию, в числе организаторов числятся Виктор КОРБ, Михаил ЯКОВЛЕВ, Акрам МАХМУТОВ и Сергей КОСТАРЕВ. «Во многих городах на митингах стояли вместе представители всех партий, даже незарегистрированных, — отмечает Михаил ЯКОВЛЕВ. — Хочется, чтобы у нас 4 февраля получилось так же. А мы, как беспартийные активисты, выступили бы связующим звеном».
Девятого января активисты и партийцы встретились, чтобы вновь попытаться договориться о совместных действиях на предстоящем мероприятии. Среди участников собрания были Андрей АЛЕХИН (КПРФ), Елена СВЕШНИКОВА («Справедливая Россия»), Сергей КОСТАРЕВ («Яблоко») и Михаил ЯКОВЛЕВ вместе с прочими общественниками. Заседание оргкомитета, ответственного за омский митинг 4 февраля, запланировано на ближайшее время.