Последним этапом эволюции можно считать вчерашнее ток-шоу «Диалог с губернатором», на котором автору этих строк удалось побывать. Правда, трудно сказать, что сам по себе телепродукт был крайне высокого качества. Более того, стоит отметить, что полуторачасовой формат беседы утомил не только присутствующих в студии, но, наверное, и телезрителей. Но нельзя не сказать, что магия прямого эфира и открытости главного героя сделала своё дело: начинание оказалось очень жизнеспособным и, исключив мелкие ошибки в будущем и подчистив недочёты, создатели программы «Диалог с губернатором» могут создать важный элемент политической жизни региона.
А ведь казалось бы, чего нового произошло? Сидит в кадре губернатор, общается с народом. Мы это все последние 20 лет могли наблюдать. Только в этот раз народ был настоящий – и это всё изменило.
Коллеги с областного телевидения заметно переживали: впервые такое общение с главой региона будет проходить в рамках прямого эфира. Получается, что предыдущий глава области общался с народом в записи. А кто же тогда звонил в эфир с хвалебными вопросами? Хотя, что греха таить, все и раньше знали, как делается полежаевский «Губернаторский час».
И вот вчера телезритель увидел совершенно другой продукт. Да, продуманный до мелочей, отрепетированный не на один раз, с жёстким сценарием, но при этом дискуссия всё равно могла повернуться как угодно. Всё это благодаря непредсказуемости вопросов от коллег журналистов и от телезрителей, которых, как нам удалось выяснить, заранее не отбирали.
Острота не к месту
Трудно не согласиться, что слишком острых вопросов губернатору, членам правительства и вновь избранному мэру Омска журналисты в студии не задали. Но в этом нет ничего зазорного: всё-таки первый опыт, да и что можно особо острого спросить у руководителя после месяца работы. Если предыдущий глава области успел наработать багаж для обвинений, то нового пока и упрекнуть не в чем. Поэтому негативная реакция ряда коллег, вообще отсутствовавших на телепередаче, поражает.
По-моему, те, кто считает, что нужно было бы задать какие-то супер необычные вопросы и выбить тем самым из колеи нового губернатора, могли бы прийти на ток-шоу и лично этим заняться. Но обвинять коллег в том, что они спросили что-то не то, по меньшей мере, странно. Каждый из присутствующих спросил то, что посчитал нужным узнать для своих читателей, своих зрителей и своих слушателей. В том числе и корреспондент «АиФ в Омске»: я поднял тему вступления России в ВТО и возможные печальные перспективы для Омского региона, о которых говорят федеральные аналитики.
Этой теме посвящен один из материалов свежего номера нашей газеты и трудно считать эту проблему проходной. Ведь речь идёт о возможных миллиардных потерях для бюджета и о десятках тысячах рабочих мест в селе, которым угрожает дешёвый экспорт мясопродуктов из других стран. Если это не достаточно важный вопрос, то какой тогда важный?
А вообще журналисты в рамках эфира спросили губернатора о бюджете города и области, об электронном документообороте и усталости омичей от бесконечных очередей в чиновничьи кабинеты, о взаимоотношениях с новым мэром Омска. Интересно, какой из этих вопросов можно назвать неинтересным для жителя области и какая из вышеперечисленных тем свидетельствуют о пассивности журналистского сообщества?
Конечно, не хочется говорить, что состоявшееся ток-шоу было очень острым и принесло какие-то сенсации. Но сам факт того, что в прямом диалоге губернатор согласен отвечать на любые вопросы на глазах у жителей всего региона — не может не радовать. Ушло то время, когда сотрудники ГУ по делам печати перед губернаторским подходом к прессе раздавали журналистам листочки с вопросами, а потом дирижировали процессом общения. И вряд ли кто-то сможет скучать по этому времени. Сейчас подойти к Виктору Назарову и задать любой вопрос, пусть даже не очень приятный, действительно проще простого. Поэтому обвинения некоторых коллег кажутся смешными: ребята, спрашивайте сами то, что хотите узнать и не мешайте нам делать свою работу.
Но вернёмся к самому эфиру. Тем более, что в процессе передачи было много интересного, что осталось за кадром передачи.
Интрига нарастала
Перед самым началом, когда трибуны для журналистов, общественников и членов правительства были уже заняты, а главного гостя всё еще не было среди коллег промелькнула шутка, что по всем законам ток-шоу такая интрига не спроста. Начали даже ставить ставки: кто же в итоге займёт это кресло. Больше всего сторонников было за версию, что Леонид Полежаев задумал таким необычным образом вернуться. Было бы, конечно крайне интригующе увидеть такое происшествие, но в итоге кресло занял Виктор Назаров. Интриги, к счастью, не получилось.
Вообще накала не было и в самой программе. Темы для обсуждения оказались слишком общие: зрители региона познакомились сначала с составом кабинета министров, а потом гости в студии поговорили о выборах мэра Омска. Мягко говоря, новости не вчерашнего дня большого интереса вызвать и не могли.
Зато прямые включения из торгового центра, где у передвижной студии собрались телезрители, и звонки жителей региона в студию заметно оживляли атмосферу. Судя по тому, что некоторые звонки срывались, а дозвонившиеся телезрители подолгу не моги сформулировать свой вопрос можно сказать, что и здесь нас не обманули: люди были реальные, а не подставные. И вопросы они задавали действительно те, которые их интересуют.
Было видно, что особенно губернатора задел вопрос многодетной матери, которой, по её словам, городские власти выделили жильё в подвале с крысами. Виктор Назаров близко к сердцу воспринял эту историю и обещал пригласить жительницу Омска на приём, чтобы решить данный вопрос. Понятно, что подобные вопросы нужно решать комплексно, а не в индивидуальном порядке, но, тем не менее, хочется верить, что жизнь хотя бы одной многодетной семьи заметно может улучшиться после этого эфира.
Женщин уважаем
После включения жителей пришла очередь для вопросов представителям СМИ и общественности. И настал звездный час бывшего кандидата в мэры Омска и депутата заксобрания Ирины Овериной, которая с боем вырвала право задать вопрос у Алексея Потейко, руководителя студотрядов. Женщина-депутат, которая назвала себя единственным представителем оппозиции в зале, поинтересовалась у Назарова почему в правительстве стало меньше женщин и совсем нет оппозиционеров. На столь явный намёк Виктор Назаров ответил, что женщин уважает и с оппозицией готов сотрудничать, но в правительство он набирал людей по другому принципу. В очередной раз пришлось объяснять, что министрами назначались те персоны, которые вызывают у губернатора доверие с точки зрения профессионализма и порядочности. Видимо экс-кандидату в мэры такая позиция не близка: всё-таки, судя по предвыборной агитации Ирины Овериной, отутюженные брюки важнее профессионализма.
Зато избранный мэр Вячеслав Двораковский, который также присутствовал на программе, заявил что и его команда будет формироваться по тому же принципу, что и областной кабинет министров. Раскрывать тайны Двораковский не стал, намекнув лишь, что среди директоров департаментов мы увидим как новые лица, так и лидеров команды Шрейдера. Более того, Вячеслав Викторович оговорился, что будут озвучены и другие известные фамилии, ассоциирующиеся с командами предшественников Виктора Шрейдера.
Напустив тумана, Вячеслав Двораковский в дальнейшем обсуждении отделывался лишь дежурными фразами о сотрудничестве с правительством области, о старом знакомстве с Виктором Назаровым и о том, что жители города имеют право рассчитывать на улучшение жизни в областном центре.
Правда, нельзя не отметить один эпизод, который действительно запал в душу телезрителям. Рассуждая о том, что отношения сотрудничества с областным руководителем будут выстраиваться у мэрии с первого дня, Двораковский пустился в рассуждения о мистическом характере понятия дружба: «Дружба – чувство мистическое, она либо пришла, либо нет. Если придет дружба с губернатором, я буду счастлив. А не придет, мы в любом случае сохраним уважительное отношение друг к другу» — заметил мэр Омска. «Дай то бог» — подумали уставшие от областных войн зрители у экранов телевизоров.
Вопрос задаёт Шрейдер
Второе включение в передвижную студию в торговом центре вызвало просто всплеск эмоций у присутствующих в зале. Дело в том, что жительницу Омска, которая обратилась с вопросом к губернатору, зовут Татьяна Шрейдер. Услышав знакомую фамилию, оживились впадавшие в спячку на своей трибуне министры, заулыбались общественники, представители СМИ зашуршали блокнотами. Шрейдер спрашивает у Назарова – вот он долгожданный поворот затухающего сюжета.
Подводя итог, стоит сказать, что телепередача получилась хоть и слишком затянутой, но в целом успешной. За исключением некоторых накладок коллеги с телевидения отработали вполне на уровне. Разве что гости иногда подводили телевизионщиков. То Алексей Сокин, депутат городского совета, слишком сильно озабоченный проблемой капитального ремонта, начнёт задавать свой вопрос, не дав ответить Назарову на предыдущий, то коллега из коммунистической газеты начнёт бузить, что ему не дали слово. А, получив микрофон, ярый коммунист захочет задать сразу два вопроса, хотя всем понятно, что и по одному смогут задать не все. Вот такое необычное представление о справедливости.
Но все эти проблемы — сущие мелочи, которые легко можно преодолеть. Тем более, что формат обещали сделать ежемесячным и с опытом все шероховатости обязательно удастся устранить. Не думал, что когда-нибудь это скажу, но коллеги с областного телевидения действительно молодцы: всё-таки перемены политической атмосферы пошли на пользу прообластным СМИ. Во всяком случае, такая открытость власти внушает доверие 54% телезрителей жителей региона, проголосовавшим во вчерашнем интерактиве. И лично я присоединяюсь к этим 54%. Главное чтобы в будущем нас не обманули в ожиданиях: ведь так жаль будет разочароваться в возрождающейся демократии.
P.S. Взгляд с другой стороны экрана
Тем временем, пока корреспондент «Аиф в Омске» задавал вопросы губернатору в студии 12 канала, фотокорреспондент Елена Володина дежурила на точке прямого эфира в ТЦ «Омский» и рассказала о своих впечатлениях от увиденного:
— Несмотря на то, что эфир был в будний день, да ещё и в 20.00, когда людей в торговом центре немного, народ медленно подтягивался к назначенному времени. Кто-то узнал о прямой линии из Интернета, кто-то из новостей, поэтому многие приехали специально поговорить с губернатором.
Первые впечатления от увиденного – большое волнение собравшихся. Вот дольщики Ясной Поляны собрались в кружок и многократно репетируют один и тот же вопрос: «Доколе? Доколе будет продолжаться неразбериха со стройкой домов и сколько ещё ждать квартир?» Градус повышался. Ведущая эфира просит говорить короче и человечнее. Вообще, лаконичности часто не хватает задающим вопрос.
У собравшихся на прямой эфир были самые разнообразные темы для наказов губернатору – от общих до частных. Был и несерьёзный вопрос, который, к сожалению, не вышел в эфир. Один молодой человек хотел спросить у Назарова про футбол. Но, услышав какие важные темы поднимают в телепередаче, передумал спрашивать. Сказал, что если бабушка увидит его по телевизору с такой «глупостью», то домой не пустит. Надеемся, у молодого человека в семье всё хорошо.
Кстати, была и забавная оговорочка на репетиции вопроса. Вместо Виктор Иванович произнесли Леонид Иванович. Не привыкли ещё омичи к новому руководителю – всё-таки 20 лет самодержавия за один день не сотрёшь.
В общем и целом, впечатления от увиденного хорошие. Люди по собственному желанию приехали на прямой и эфир, и задавали интересующие их вопросы безо всяких препонов. Демократия!