Главными событиями, резко изменившими расклад сил на омском политическом олимпе, стали уголовные дела, возбужденные по инициативе омского УФСБ в отношении начальника Управления Федеральной миграционной службы по Омской области Владимира АЛЛЕСА (март), депутата Законодательного собрания Омской области, члена фракции «Единая Россия» и председателя совета Аграрной коалиции Омской области Анатолия СНИЦАРЯ (май), начальника отдела тыла Главного управления МЧС по Омской области Бориса ТАРОТЕНКО (июль) и ряда сотрудников ОБЭП из Омского и Кировского районов. А также скандал, связанный с заявлением начальника уголовного розыска Омской области Валерия КАЛГАНОВА о попытке определенных кругов спровоцировать его на взятку, к чему, по сообщениям СМИ, тоже было причастно УФСБ. Новый начальник Управления Федеральной службы безопасности по Омской области Игорь БОНДАРЕВ показал себя независимым, сильным и колючим руководителем, действующим быстро и эффектно, без каких-либо предварительных попыток о чем-то с кем-либо договариваться. Далеко не всем это нравится, особенно тем, чьих сотрудников ловят за что-то, уведомив об этом только после случившегося. Однако такая позиция Игоря Сергеевича привела его на третье место в рейтинге влиятельности, разделяет которое с ним Олег ШИШОВ, чья компания за прошедший период выиграла тендеры на строительство ряда ключевых российских объектов, включая объекты завода полипропилена в Тобольске. Этот проект, как известно, является прямым конкурентом аналогичного омского строящегося предприятия ГК «Титан». Объекты, возводимые НПО «Мостовик» в Сочи и Владивостоке, находятся под прямым кураторством Правительства России, а это значит, что у Олега Владимировича очень сильные позиции в Москве, ведь такие тендеры посторонние, прямо скажем, не выигрывают.
Резко усилил свои позиции в рейтинге Виктор ШРЕЙДЕР. Даже несмотря на то, что деятельность администрации города в последние месяцы подвергается мощной целенаправленной критике от СМИ, связанных с правительством Омской области. Впрочем позиция экспертов понятна: если нападают, значит, чувствуют усиление позиций мэра. На слабого-то что нападать? Сам Виктор Филиппович пока терпит и сдерживается в ожидании понятного события. Тем более что все предвещает, что случится оно раньше 2012 года. Такова линия президента России: за последний год о своей отставке досрочно заявили такие политические тяжеловесы, как губернаторы Хабаровского края Виктор ИШАЕВ (глава края с 1991 года, 61 год на момент отставки), Свердловской области Эдуард РОССЕЛЬ (глава области с 1991 года с небольшим перерывом в 1993-1995 годах, 72 года на момент отставки), Ростовской области Владимир ЧУБ (глава области с 1991 года, 61 год на момент отставки), главы Ханты-Мансийского АО Александр ФИЛИПЕНКО (глава региона с 1991 года, 59 лет на момент отставки) и Ямало-Ненецкого АО Юрий НЕЕЛОВ (глава региона с 1994 года, 57 лет на момент отставки), президенты Татарстана Минтимер ШАЙМИЕВ (глава республики с 1991 года, 73 года на момент отставки) и Башкирии Муртаза РАХИМОВ (фактический глава республики с 1990 года, 76 лет на момент отставки).
Возможно, именно с предстоящим событием и связано усиление рейтинговых позиций председателей судов и силовиков: именно они будут представлять в регионе мощь федеральной власти в переходный период. А между тем определились потенциальные кандидаты на высший пост в Омской области. «Коммерческие вести» первыми сообщили о них в статьях «Операция «Преемник» (16 июня) и «Битва железных канцлеров» (30 июня). Все указывает на то, что сам Леонид Константинович сделал ставку на своего первого заместителя Андрея БЕСШТАНЬКО, который исполняет обязанности председателя правительства при отъездах ПОЛЕЖАЕВА. Впрочем ряд экспертов «КВ» считают, что Леонид Константинович, человек, несомненно, умный и закаленный в политических перипетиях, просто выставил Андрея Владимировича на лобное место в качестве некой мишени, дабы все внимание причастных и заинтересованных сосредоточилось на молодом амбициозном юристе, а сам в тишине готовит совсем иное решение. Чем там, интересно, занимается сегодня БУРЛАЧЕНКО?
Сближение Виктора КАМЕРЦЕЛЯ с мэром Виктором ШРЕЙДЕРОМ и стало, как говорят, причиной той острой критики, которую губернатор в последнее время направил против областного УВД. Хотя рейтинг Виктора Яковлевича слегка понизился, он по-прежнему входит в десятку самых влиятельных омичей. Благо что целая когорта его бывших заместителей сегодня возглавила областные управления внутренних дел.
Из других перемен нельзя не отметить взлет вице-мэра Татьяны ВИЖЕВИТОВОЙ, влиятельность которой, по мнению ряда экспертов, будет даже повыше, чем у единственного первого вице-мэра Владимира ПОТАПОВА. Так ли это на самом деле, конечно, вопрос. Однако Татьяна Анатольевна после выборов активно начинает разбираться не только в администрации города, но и в городском совете, раздавая задания и вынося нарекания. Надо полагать, мэр считает, что в его выборной кампании ее роль была чуть ли не решающей. Думается, что определяющим в выборе омичей был все-таки сам Виктор Филиппович, а не те люди, которые заявляют что якобы сделали его мэром.