ЛЬГОТНЫЕ СЕЛЬХОЗКРЕДИТЫ: МЕХАНИЗМ РАБОТАЕТ КАК ЧАСЫ, ОДНАКО НУЖДАЕТСЯ В МОДЕРНИЗАЦИИ

ЛЬГОТНЫЕ СЕЛЬХОЗКРЕДИТЫ: МЕХАНИЗМ РАБОТАЕТ КАК ЧАСЫ, ОДНАКО НУЖДАЕТСЯ В МОДЕРНИЗАЦИИ

Механизм льготного кредитования сельского хозяйства, предложенный правительством в этом году, в корне отличается от прежнего (подробности см. в "КВ" от 18 апреля)

Он вроде бы выгоден всем — и государству, и сельчанам, и банкам. А между тем примерно половину из полученных с начала года кредитов производители и переработчики сельхозпродукции были вынуждены брать под обычные, отнюдь не льготные проценты. Причины тому две: крайне неудачный предельный срок возврата льготных кредитов и излишняя жесткость условий, необходимых для получения субсидий.

НАЧНЕМ С ПЛЮСОВ

Действительно, их у нового механизма достаточно много. Государству он выгоден прежде всего потому, что не требует одномоментного отвлечения из федерального бюджета больших сумм — ведь банки теперь кредитуют село за счет собственных ресурсов, а бюджетные средства идут только на выплату субсидий в размере 2/3 от учетной ставки Банка России (сейчас это 16,7% годовых).

Сельхозпредприятиям тоже выгодно: они больше не связаны требованием работать только через уполномоченный Министерством сельского хозяйства РФ банк и могут выбрать тот, который их больше всего устраивает (где ниже ставка по кредитам, подходящие условия обслуживания и так далее). Да и компенсации от Минфина поступают регулярно и весьма оперативно.

Выгодно и банкам, потому что они выдают кредиты сельчанам под те же проценты, что и всем остальным, а между тем желающих получить эти кредиты стало куда больше. Ведь благодаря государственным субсидиям производителям и переработчикам сельхозпродукции они обходятся примерно в два с половиной раза дешевле обычного.

В том, что это не пустые слова, лучше всего убеждают цифры: по оценкам ГУ сельского хозяйства с начала года сельскохозяйственным предприятиям и фермерам области уже выдано льготных кредитов на сумму порядка 600 млн. рублей. Согласитесь, что ситуация существенно отличается от прошлогодней, когда хозяйства получили только в конце мая (по старой схеме) 55,7 млн., да еще в августе 60 млн. рублей.

Изначально хозяйства нашей области могли рассчитывать на получение всего лишь 39 млн. рублей субсидий за весь 2001 год. Но этот предел был превышен еще полтора месяца назад. Омичи так активно поработали, что норма была официально повышена до 46 млн. рублей.

Сейчас ведутся переговоры о пересмотре и этой суммы. Во всяком случае, документы на очередную порцию льготных кредитов уже переданы в Москву. Судя по всему, до конца года общая сумма субсидий, полученных нашими сельчанами, вполне может возрасти до 50 млн. рублей. Думаю, не стоит объяснять, сколь существенна для них такая поддержка.

Казалось бы, все замечательно. Но отчего тогда многие хозяйства помимо льготных берут (зачастую в том же банке) и обычные коммерческие кредиты? Неужели у них так много лишних денег, чтобы платить проценты «по полной программе»? Нет, конечно, и дело здесь совсем в другом.

ЭХ, РАЗ, ДА ЕЩЕ РАЗ…

Хотя новый механизм льготного кредитования работает практически без сбоев, но он очень трудоемкий, к тому же к получателям кредитов зачастую предъявляются неоправданно жесткие требования. Все документы, предоставляемые хозяйствами для получения субсидий, проходят тщательную проверку сначала в ГУ, а затем в Министерстве сельского хозяйства и продовольствия.

Некоторые детали явно недоработаны и допускают двойную трактовку. Это касается и потенциальных получателей льготных кредитов, и возможных целей их использования. Скажем, предприятие закупает зерно, перерабатывает его, а муку передает своему партнеру, который производит из нее готовую продукцию.

Полученная выручка распределяется между партнерами и попадает сразу в доходную часть их балансов. Вот и приходится по требованию Москвы дополнительно запрашивать эти балансы и доказывать, что предприятие на самом деле перерабатывает сельхозпродукцию.

Очень жестко проверяют и формулировки в документах. Допустим, если кредит можно использовать на приобретение запасных частей для сельхозмашин, то платежка, где указано просто «запчасти» или дан перечень конкретных деталей, не принимается.

Казначейство, со своей стороны, очень скрупулезно проверяет целевое использование кредитов, на что многие хозяйства явно не рассчитывают, так что порой приходится возвращать предоставляемые ими договоры. Да и банк перед тем, как выдать кредит, тщательно все проверит.

Такое вот получается многоступенчатое чистилище, и редко кому удается сдать пакет документов с первого раза. Порой трижды приходится отправлять документы отдельных предприятий, дополнения и пояснения к ним.

Это приводит к большим тратам времени и нервов, и в результате может получиться, что документы не будут приняты в установленные сроки. Впрочем, беда невелика: в следующий раз можно будет сдать документы и получить субсидии сразу за два месяца. И все же лучше было бы упростить систему работы, приблизить ее к жизни и не заставлять людей доказывать то, что не нуждается в доказательствах.

Сложнее всего сельхозпредприятиям вписываться в жесткие рамки ограничений по целевому использованию кредитов. Справедливости ради надо отметить, что рамки эти расширены по сравнению с прошлым годом, но все равно не учитывают всех насущных нужд хозяйств. (Допустим, починить зерносушилку за счет льготного кредита можно, а крышу на току — нет). И остается одно — брать коммерческий кредит.

Но главный недостаток принятой схемы состоит в том, что льготные кредиты надо вернуть до 15 декабря. А в это время года цены на зерно обычно самые низкие. Вот и получается, что кому-то выгоднее взять обычный кредит сроком до марта-апреля, когда зерно можно будет продать по более высокой цене.

Причем если на упрощение процедуры еще можно надеяться, то рассчитывать на изменение срока возврата сложно: ведь средства на субсидии заложены в бюджет, который надо выполнить до конца текущего финансового года. Хотя вполне возможно, что в новом году будет принята такая же схема и кому-то даже удастся отсрочить возврат кредита до весны.

ПОДВЕДЕМ ИТОГИ

Итак, надо признать, что новый механизм предоставления льготных сельхозкредитов у нас в области прижился, и весьма успешно. Предоставляют «сельские» кредиты многие банки, но лидеров на этом рынке двое: Сбербанк и Омскпромстройбанк. Остальным тягаться с ними сложно — у одних для этого недостаточно свободных кредитных ресурсов, другим не хватает опыта работы на селе.

Кстати, об опыте. В прежние годы банки предпочитали кредитовать сельхозпроизводителей через крупные перерабатывающие предприятия. Сейчас такая схема тоже используется, но при этом резко возросло число прямых договоров между банками и отдельными хозяйствами. Все очень просто: банки уже убедились на собственном (и чужом) опыте в их порядочности и кредитоспособности.

Оформление кредитов идет постоянно, без остановки. Кредитные деньги уходят не хозяйству, а сразу поставщикам ГСМ, запчастей и так далее. По платежным поручениям сразу видно, на какие цели эти деньги пойдут и можно ли рассчитывать на получение субсидии по тому или иному кредиту.

Хозяйство может взять несколько кредитов, и по каждому из них идет отдельная процедура оформления субсидии. Или не идет, если его использование не вписывается в жесткие рамки постановления правительства.

Каждый сам выбирает, что ему выгоднее — получить кредит на льготных условиях на предписанные цели или взять его под обычный коммерческий процент и не быть связанным жесткими обязательствами. Сейчас льготных и обычных кредитов выдается примерно поровну, но любые изменения в порядке предоставления льгот могут изменить это соотношение в ту или иную сторону.

Конечно, хотелось бы, чтобы при принятии федерального бюджета на 2002 год был учтен опыт года текущего и в механизм предоставления льготных сельхозкредитов внесены необходимые изменения. Ведь это пойдет на пользу не только труженикам села, но и всем нам.