По самым скромным подсчетам, не менее четвертой части всего населения миллионного мегаполиса вышли в этот день к Любинскому проспекту, Зеленому острову, саду Пионеров, к набережным — основным площадкам, где разворачивались события праздника.
Наверное, у нас сейчас осталось всего три праздника, которые отмечаются действительно всенародно, вне зависимости от религиозной, политической принадлежности. Это Новый год, День Победы и День города. Причем последнее справедливо не только для Омска. Вспомните, как отмечают День города москвичи и петербуржцы.
Новый год — «общечеловеческий» праздник, символизирующий надежды людей на будущее. День Победы — общенациональный праздник, символизирующий гордость за нашу общую Победу в великой войне. И День города — праздник «местного значения», дань любви своей малой родине. Не случайно у нас прижились только они. Прежние, революционные, отмечаются у нас вяло, больше по старой памяти, а новые, «демократические», так и остались ничего не значащими выходными днями. Ведь, действительно, в этом деликатном вопросе навязать ничего нельзя. Народ празднует лишь те праздники, для которых есть предпосылки в общественном сознании.
Можно привести немало высказываний классиков литературы, философов относительно того, что «любовь к стране начинается с любви к своей малой родине», о воспитании «местного патриотизма», с которого начинается патриотизм государственный. Эти мысли тиражировались и раньше, однако на деле облик российских городов и поселков унифицировался — одинаковая типовая «архитектура», одинаковые названия улиц, взятые из революционных «святцев». Даже День города как таковой стали отмечать только в восьмидесятые годы.
Начало нового XXI века — это время, когда в нашей стране все встает на свои места. Жаркие идеологические споры, звучащие все предыдущее десятилетие, сразу как-то стали неактуальны. Общество понемногу избавляется и от комплекса «Иванов, родства не помнящих», воспитывавшегося в коммунистическую эпоху, и от национального самоунижения, характерного для периода перестройки.
Нынешний День города в Омске был во многом символичен. Мы восстановили историческую справедливость, установив на Ильинской горке часовню в память об Ильинской церкви, самом старом храме Омска. При этом не стали вступать в конфликт с приверженцами учения Ленина, не стали тревожить памятник ему. Впервые за последние годы получили продолжение традиции благоустройства — облагорожен исторический сквер у Серафимо-Апексиевской часовни. Помните. как во время «информационной войны» притчей во языцех стала «рощупкинская» тротуарная плитка. При этом имелось в виду, конечно, не то, что плитка — это плохо, а то что бывший мэр, увлекшись показным благоустройством, забыл о коммунальном хозяйстве и еще много о чем.
Нынешний день города — первый с тех пор, как закончилось пресловутое «противостояние города и области». А ведь раньше и главный городской праздник использовали для разделения — этот памятник открывает город, а этот — область. Не говоря уже о подсчетах — кто на праздник какие деньги дал, и по чьей вине денег не хватило.
Нынешний День города даже с формальной точки зрения был призван объединять людей. События праздника были равноценны -что в историческом центре города, что в микрорайонах. Даже праздничный фейерверк запускался из нескольких точек вдоль Иртыша, не отдавая предпочтения жителям центра.
День города — праздник, по определению, вне политики. Однако и без специально заготовленных лозунгов была понятна, можно сказать, его идеология, то что объединяло тысячи омичей, вышедших на улицы города. Мы -жители одного, любимого нами города. Мы -граждане одной великой страны.