Председатель комитета финансов и контроля администрации Омской области Наталья Фролова докладывала о результатах проверок, проведенных специалистами этого комитета в сельских районах области (самое крупное муниципальное образование области — город Омск — не было проверено, так как прежнее руководство городского самоуправления отказалось предоставить в свое время необходимые документы).
Неблагополучное состояние с соблюдением финансовой дисциплины в муниципальных образованиях имеет свои предпосылки. Местное самоуправление в нынешнем своем виде существует лишь несколько лет. Новая система налаживалась зачастую методом «проб и ошибок». На ответственные должности в местном самоуправлении часто приходили люди, не имеющие должного управленческого опыта, иногда просто случайные. И кроме того, в недавние годы, когда финансовую систему на всех уровнях лихорадило, в порядке вещей были неплатежи, задолженность, руководителям часто приходилось идти на всевозможные ухищрения для того, чтобы элементарно выплачивать зарплату людям. Отсюда идет «традиция» вольного обращения с бюджетными деньгами.
Сейчас «переходный период», по сути, закончился. Стало возможным принимать и исполнять реально просчитанные, бездефицитные бюджеты. В целом в стране заметно улучшилась бюджетная дисциплина, перестали быть массовым явлением неплатежи. В этих условиях реальной задачей стало оздоровление финансов на всех уровнях власти, сокращение и реструктуризация прошлых долгов. В Омской области в последние три года удавалось исполнять бездефицитный бюджет, централизовать все статьи расходов, имеющие социальное значение (зарплату врачам и учителям), в бюджете области. Между областной и районными администрациями подписано соглашение об оздоровлении финансов, накладывающее определенные обязательства на стороны. Вопрос строгого соблюдения местным самоуправлением финансовой дисциплины имеет большое значение для области в целом, хотя бы потому, что почти все сельские районы дотационны. Вольное обращение на местах с финансами (большей частью приходящими из области) дестабилизирует и областной бюджет.
Наталья Фролова привела наиболее типичные нарушения финансовой дисциплины органами местного самоуправления. Нарушается один из основных пунктов соглашения об оздоровлении финансов, согласно которому муниципальные образования должны выполнять контрольные цифры по собственным доходам (40 процентов от всего бюджета). В 20 из 32 районов план по собственным доходам не выполняется, причем «рекордсменами» стали Седельниковский район (рост недоимки за прошлый год на 226 процентов), Русско-Полянский (на 199 процентов) и Омский (на 190 процентов). Часто при невозможности выполнить план по собственным доходам районные власти умудряются предоставлять льготы по платежам в бюджет (предоставление льгот «облегчило» бюджеты всех сельских районов области на общую сумму 5 миллионов рублей). В некоторых районах накапливается задолженность предприятий и организаций районному бюджету. Здесь «рекордсменом» является Азовский район, задолженность которому в десять раз больше, чем годовой объем бюджета района.
Отдельная группа финансовых нарушений имеет отношение к оплате труда районного чиновничества. Как показала проверка, сплошь и рядом штатные расписания в районах не соответствуют постановлению губернатора.
А в Нижнеомском районе — уникальный случай — штатное расписание вообще отсутствует, а зарплата чиновников на 30 процентов завышена.
В общей сложности, по районам области нецелевое расходование средств на зарплату составило 7,1 миллиона рублей, нецелевое использование средств, полученных от земельного налога, — 6 миллионов рублей. Суммы весомые даже по масштабам областного бюджета.
Немало нарушений выявлено и в жилищно-коммунальном хозяйстве. Известно, что затраты на закупку топлива к зиме централизованы в областном бюджете. Однако часто топливо, поступающее в районы, местные власти используют не по целевому назначению. Мазутом и углем, закупленным на деньги областного бюджета, в районах расплачиваются с подрядчиками за произведенную работу, продают третьим лицам часто по заниженной цене. Нецелевое использование топлива стараются прикрыть якобы «перерасходом» по сравнению с нормативами.
Не выполняется и федеральный норматив, согласно которому квартплата должна составлять 70 процентов от уровня себестоимости услуг ЖКХ. Это нарушение может стоить области лишения трансферта из федерального бюджета.
Возможно, нарушения поощряются почти полным отсутствием контроля на местах. Районное самоуправление почти не пользуется правом контроля за деятельностью муниципальных учреждений. Мало того, как отмечалось на коллегии, и подразделения областной администрации — главные управления здравоохранения, образования, комитет по культуре и искусству — имея штат ревизоров, почти не осуществляли проверки на уровне районов.
Самое действенное наказание нынче — рублем. Следует так поставить работу, чтобы необоснованные расходы районных бюджетов не компенсировались из бюджета области, а за ошибки руководителей районы платили из собственных доходов. К нецелевому использованию средств следует приравнять и необоснованное предоставление кредитов и льгот.
В указе губернатора Омской области Леонида Полежаева, подписанного по итогам обсуждения этого вопроса, главам районного самоуправления рекомендовано соблюдать условия соглашения об оздоровлении финансов, принять меры по увеличению доходной части местных бюджетов, не допускать роста кредиторской задолженности.
Комитет финансов и контроля обладминистрации будет теперь проводить финансовые проверки органов местного самоуправления не реже одного раза в год. До конца текущего года пройдут проверки мэрии Омска и подразделений администрации области.
Особое внимание будет уделено совершенствованию системы закупки топлива, чтобы пресечь возможные злоупотребления. К началу будущего года необходимо подготовить областную программу энерго- и ресурсосбережения в муниципальных образованиях Омской области.