Вполне объяснимо желание местных властей и различных природоохранных структур договориться с южными соседями о рациональном использовании водных ресурсов, казалось бы, нашей общей реки. Насколько это удается можно судить по тому, что ежегодное катастрофическое обмеление Иртыша можно без натяжки считать правилом. А нынешнее «богатое» половодье — счастливым, и не вполне понятным исключением.
Еще несколько лет назад стало известно, что Китай, где берет истоки Черный Иртыш, начал расширять сеть водозаборов на своей территории. Проект предусматривает строительство 90-километрового канала из верховий реки до близлежащего озера Улюнгур, откуда вода по нескольким параллельным трубопроводам большого диаметра (длиной около 250 километров) будет поступать в г. Карамай. Параметры канала (около 20 метров в ширину и 2-2,5 метра в глубину) при условии его непрерывного функционирования позволят забирать из Иртыша до 1 кубокилометра воды в год. По другим данным — как минимум 2 кубокилометра. А в перспективе, по оценкам китайских источников, и все 4.
Именно столько иртышской воды нужно для увеличения продуктивности сельского хозяйства в засушливой Джунгарии, граничащей с Казахстаном.
Пока ничего не известно о том, насколько продвинулись мелиораторы КНР в своих начинаниях, но сомневаться в незыблемости планов китайских пятилеток вряд ли приходится. Кроме того, в казахстанской прессе появлялись сведения и о том, что китайцы намерены строить в верховьях Иртыша собственную гидроэлектростанцию.
Кстати, казахстанская энергетика уже давно и серьезно влияет на полноводность Иртыша, из-за целого каскада водохранилищ. Для управления этими искусственными водоемами, питающими крупные казахстанские ГЭС — Бухтарминскую, Шульбинскую и Усть-Каменогорскую — в свое время были разработаны «Временные правила использования водных ресурсов Верхне-Иртышского каскада водохранилищ». Но в последние годы казахстанская сторона, точнее, иностранные компании, которым в долгосрочную аренду переданы республиканские ГЭС, все меньше стремятся считаться с ними.
К примеру, в зимнее время производятся повышенные сверх «Правил» сбросы воды для выработки дополнительной электроэнергии, и напротив, в летнюю-осеннюю межень сбросы сокращены. Это, разумеется, негативно влияет на работу речного транспорта в пределах Омской области, создает проблемы в рыбном и сельском хозяйстве региона и значительно снижает самоочищающую способность реки.