Много это или мало? Смотря, конечно, с чем сравнивать, но пропорции таковы: каждый десятый гектар районной пашни — фермерский. Фермерским является и каждый восьмой гектар, отведенный в районе под зерновые культуры. И, добавим, велика роль КФХ в том, что стремительно уменьшается количество земель, поросших бурьяном. Ибо (знамение времени) за право обрабатывать пока еще свободные площади в районе развернулась ожесточенная конкурентная борьба. Борьба эта — косвенное свидетельство возросшего влияния фермерства.
Проблема эта касается не только нижнеомских крестьян. Сегодня крайне слабо налажено межфермерское взаимодействие, почти отсутствуют примеры совместного отстаивания своих интересов. Да и нет фактически организации, предназначенной эти интересы отстаивать. Последним, по идее, обязаны заниматься районные фермерские ассоциации. Однако, увы, существуют они, скорее, на бумаге. Красноречивейшее свидетельство чему — пустующее на протяжении ряда лет кресло председателя данной структуры в Нижнеомском районе. И тоже показательно, что фермеры района два года не собирались, чтобы обсудить наболевшее и попытаться отыскать пути решения постоянно возникающих вопросов. А их было и есть предостаточно.
Один из главных — мытарства кредитные. Ведь чтобы кредитом обзавестись, необходимо не единожды совершить вояж в областной центр и оформить массу бумаг. Деньги-то в итоге получишь, но накладные расходы поневоле заставят задуматься о соотношении между овчинкой и ее выделкой. Да к тому же всякий ли фермер досконально разбирается в тонкостях банковского делопроизводства? И к кому ему, занятому все больше производством зерна, за консультацией финансово-кредитной обратиться?
Консультации фермерам нужны позарез. По самым разным отраслям хозяйственной деятельности. Имеется, допустим, лакомый и не вовлеченный в севооборот участок земли. Но для получения законного права на обработку этого поля требуется затратить немало времени и усилий на юридические утряски. А всяк ли одиночка-фермер в состоянии быть сам себе юристом?
Или семена взять. Нынче, о повышении урожайности задумываясь, стремятся фермеры поля засевать не чем попало, а семенами сортовыми. Однако в отчетах зачастую пишут, что в землю закладываются семена рядовые, едва ли не распоследних репродукций. Цель? Так ведь подобным образом происходит ускользание от апробации семенного материала — денежки экономятся, пусть и небольшие. Потом, правда, при реализации обмолоченного зерна экономность эта выливается в потерю многих тысяч рублей. Ибо покупатель пшеничку брать будет не по фактическому качеству, а по бумажно-документальному. А получи фермер вовремя консультационное указание…
Чаще главы фермерских хозяйств получают нужную им информацию через третьи руки, случайно и с превеликим запозданием. И несут в результате обидные потери и незапланированные убытки. Взять для иллюстрации животноводство. Один из нижнеомских фермеров славился на весь район поголовьем коней. Чудные скаковые лошади, племенные кобылы, ценящиеся знатоками жеребята — поводов для законной гордости предостаточно. И вот, не так уж и давно купил фермер в соседней области кобылку, по экстерьеру и нраву замечательную, привез ее в конюшню свою и… И заразила лошадка все поголовье. А имей глава фермерского хозяйства предварительную информацию об эпидемическом состоянии в регионе предполагаемой покупки… И вот, спасибо зачастившим дождям, сорвавшим нормальный график заготовки сена, фермеры района нашли-таки возможность собраться. Совещание глав КФХ носило выборный характер — в повестке дня стоял вопрос о выборе председателя районной ассоциации. Никто из совещавшихся, в принципе, ничего не имел против существования ассоциации. Но мало кого устраивала ассоциация в том виде, в котором она пребывала в недалеком прошлом. Это проявилось не столько в обсуждении кандидатуры на должность председателя, сколько в дискуссии относительно функций, которые председатель должен выполнять.
Абсолютно неприемлемым, с точки зрения участников совещания, был вариант совместительства, то есть выбор председателя из числа самих же фермеров. Резоны? Они очевидны. Глава КФХ, и его трудновато в этом упрекнуть, заниматься станет в первую очередь своими производственно-хозяйственными делами. Ну а общественными — разумеется, потом. И ежели у него посевная в разгаре или выгодный покупатель зерна подвернется, извините, не до проблем прочих фермеров будет председателю ассоциации…
А вот если бы кто-то, к земле не прикованный, ремонтом своей техники не обремененный, заботами о сохранности собственного зерна не отягощенный, возьмется за всех прикованных, обремененных и отягощенных по инстанциям ходить, банковские пороги обивать, бумаги правильно оформлять… За, естественно, соответствующую плату. Мысль сия одновременно и понравилась собравшимся, и озадачила их. Ибо неизбежно встал вопрос о размерах взноса каждого из фермеров в «фонд заработной платы» освобожденного председателя, на текущие расходы, на аренду помещения, на установку телефона и т. д. и т. п. С наскока возникшие вопросы решать фермеры не стали. Но любопытна сама тенденция.
В истекшее десятилетие частенько употребляется термин «менеджер». Который, по определению, является «наемным специалистом по административно-хозяйственному управлению». Фермеры нижнеомские, как ни крути, задумались именно о найме специалиста, о приглашении на пост председателя ассоциации КФХ менеджера. Лицо, оцениваемое исключительно с позиций деловых качеств и реальной пользы, приносимой нанимателям.