ПРАВО НА ЗВОНОК

ПРАВО НА ЗВОНОК

"Плачет девушка в автомате"... Еще бы! Как тут не заплакать, если позарез нужно позвонить - а не получается. То ближайшую будку местные "металлоискатели" раскурочат. То денег на телефонную карточку не хватит

А самое обидное — если и автомат в порядке, и деньги есть, но заветный киоск Роспечати, где эти карточки продают, уже закрыт. И безысходность полная…

Вообще-то, на «телефонную» тему можно писать бесконечно. Как говорится, нет предела совершенству: придумываются все более причудливые схемы возрождения хоть какой-то рентабельности убыточных омских телефонов-автоматов — а получается порой как всегда…

И не всегда удобнее становится потребителю. Особенно если он живет на заглохшей окраине в частном секторе, где даже домашний телефон у соседей большая редкость.

Вот с такой окраины мы, для чистоты эксперимента, попробовали связаться с цивилизацией. Место действительно «гиблое» — рядом уже начинаются садовые участки, с заболоченной поймы Оми веет первобытными ароматами… Здесь же лепятся друг к дружке убогие квартальчики частного сектора и обветшалые двухэтажки.

— Извините, откуда здесь можно позвонить? — в ответ на этот вопрос местное население ну разве что пальцем у виска не крутит. Выясняется, что на всю окраину тут до последнего времени оставался еще не тронутым реформами бесплатный автомат, к которому была вечная очередь. Но его, как водится, разгромили, и теперь в случае крайней необходимости народ бегает на конечную остановку автобуса. Но там уже звонки по карточкам. А если «остановочный» телефон-автомат барахлит, тогда приходится отъезжать на несколько остановок ближе к центру. Что касается особо экстренных случаев — «счастливчиков» с домашними телефонами знает вся округа. И хоть не так уж часто каждому из соседей приходится вызывать среди ночи «Скорую» или наряд милиции, но все равно местным телефоновладельцам не позавидуешь…

Введение в обиход платных таксофонов, между прочим, по словам опрошенных омичей, почти никак не отразилось на увеличении их количества в соответствии с нуждами людей. Неравномерно как-то получается: в центре города на каждой остановке по пять-шесть телефонных кабинок. На окраинах — в лучшем случае по одной. Слава Богу, есть там и «оазисы», где давно не ступала нога реформатора и сохранилась бесплатная система. Но их немного. В целом, разработанная «Электросвязью» и действующая уже около года «платная» система благополучной с точки зрения телефонных удобств жизнь омичей не сделала. Несмотря на то, что появилась возможность заменить убогие раздолбанные будки сорокалетней давности на красивые и модные пластиковые кабинки, с современными аппаратами.

Но, кстати, даже в центре города вся эта красота бывает не в радость. А беда — в карточках. Дело в том, что, когда входила в действие эта система, планировалось отоваривать народ не только «долгоиграющими» карточками на 50 и 100 единиц разговора, но и продумать момент одноразового платного пользования. Однако прошло уже достаточно времени, а дешевых «трехминутных» карт так в продаже и не появилось. А если, допустим, человек имеет домашний, рабочий телефоны, но позвонить однажды понадобилось именно с улицы? Что, тратить «полтинник» на карточку, которая потом никогда больше не понадобится? Кому-то, может, денег и не жалко, но дело не в них -в принципе. Или приезжему гражданину надо всего-то один звонок сделать — вот он я, встречайте… Конечно, реализация дорогих карт выгоднее, чем дешевых того же формата, изготовленных по той же затратной технологии. А в результате -спекулянты у кабинок, продающие право сделать разовый звонок, «погонять» предложенную ими карточку…

— Народ ищет лазейки, как только может, -пожаловалась продавщица одного из небольших магазинов людной улице. — Вот как с туалетами общественные проблемы начались — все к нам повалили. Пустите, мол, нужду справить, прижало прямо на улице… А теперь всякие тут ломятся в наглую, просятся позвонить. Иной раз сначала спросят, как к заведующей пройти. Ну откуда знаешь, кто такой и зачем? Подсказываешь, а потом он прямо в служебный кабинет идет к телефону. В офисах и крупных магазинах хорошо, там своя охрана. А нам житья нет, хотя вон они, автоматы — рядом, исправные. Не хочет народ платить.

Раз не хочет, значит, что-то не устраивает?

— Реализация любой новой программы никогда не бывает без проб и ошибок, — считает директор филиала ГТС ОАО «Электросвязь» Владимир Рашунин, — ведь года еще не прошло с момента перевода работы таксофонов на платную основу. Естественно, со временем мы будем вносить коррективы в зависимости от ситуации. Например, взять те же карточки. Нами уже запущена карта номинацией в 15 единиц. Если будет спрос — сделаем и на 5, и на 3 единицы. Но на это потребуется время. Кстати, вы видели наши новые карты? Там изображен баран у телефона. И убедительная просьба не ломать телефонное оборудование. Ведь, к сожалению, основная проблема окраин — в том, что именно здесь варварски громятся телефонные кабины и раскурочиваются аппараты…

— Коли уж мы заговорили об окраинах: не добавятся ли там телефоны?

— Пока нет. Потому что телефонизация в свое время очень слабо коснулась этих районов. Там и абонентские-то телефоны — явление единичное. И нет линейного распределения для сети таксофонов. Другого вида связи, кроме кабельной, тоже нет. Со временем, конечно, доберемся и до окраин. Но не сейчас.

Кстати, карточная система тем хороша, что не требует дополнительных затрат на штат инкассаторов. Как, например, в случае с оплатой монетками или жетонами: их ведь надо ежедневно изымать и подсчитывать. Поэтому возврата в «светлое прошлое» не будет. Да и во всем цивилизованном мире практикуются карты. Только в большинстве случаев «наговоренная» сумма просто снимается потом автоматически с личного банковского счета. Удобно. Но не для нас. Потому как владельцы солидных вкладов уличными таксофонами не пользуются. А простые смертные уже ученые — и кровные свои куда попало больше не вкладывают.

Так что «карточный вариант» у нас, наверное, будет и далее совершенствоваться. Чисто по-русски. Без достаточных средств, без возмещения льготных долгов, с латанием дыр… В общем, как всегда.