Вместе со страной завод переживал светлые и темные страницы ее истории, участвовал в укреплении промышленного потенциала и испытывал на себе всю прелесть экономических реформ. А еще — из года в год выпускал необходимую для государства продукцию, невзирая ни на объективные, ни на субъективные трудности.
«Электроточприбор» давно стал частью Омска. Здесь работали и работают омичи, которые с полным правом могут гордиться своим предприятием, равно как и завод может гордиться своими людьми. Для них и для тех, кому никогда не была безразлична судьба российской промышленности, мы начинаем сегодня серию публикаций, посвященных истории «Электроточприбора». Через призму лет можно наглядно рассмотреть ход развития российской экономики на примере конкретного предприятия. А дело это отнюдь не парадно-отчетное, ведь уверенно смотреть вперед можно, лишь пристально вглядываясь в прошлое…
«22 июня ровно в четыре часа Киев бомбили, нам объявили, что началася война…». Эти песенные строчки для кого-то не более чем героическая лирика далекого прошлого, а для сотрудников Киевского завода электротехнической аппаратуры тогда они были исторической правдой. Завод, как и практически вся советская промышленность того времени, форсированно готовился к неизбежной войне с гитлеровской Германией. Правительство жестко ставило оборонные задачи, результатом выполнения одной из которых должно было состояться испытание на Черноморском флоте новой морской мины производства КЗЭТА. Испытания были назначены как раз на 22 июня…
Завод, занимающийся разработками новейшего оружия, требовалось самым срочным образом выводить из-под ударов немецкой авиации и отправлять как можно дальше в глубь России. 13 июля Государственный комитет обороны принял решение об эвакуации КЗЭТА в Омск. Предприятие было перебазировано в рекордные сроки и уже 27 августа на новом месте выпустило первую военную продукцию — неконтактные взрыватели для морской мины АГ.
1 сентября 1941 года приказом наркома электропромышленности СССР оно стало называться «Омский завод электротехнической аппаратуры» (ОмЗЭТА). Как мы видим, день рождения завода пришелся на один из самых трагических периодов отечественной истории.
В конце 1941 — начале 1942 года в ОмЗЭТА (ставшему в военное время номерным заводом № 634) влились эвакуированные из Краснодара завод электроизмерительных приборов и из Ленинграда — отраслевая лаборатория измерений: 193 киевлянина, 293 краснодарца и 14 специалистов из Ленинграда стали сибиряками в тяжелые первые военные годы. Именно они стояли у истоков создания будущего флагмана отечественного приборостроения…
Из рапорта директора М.З. Котляревского наркому электропромышленности И.Г. Кабакову: «Завод № 634 организован в начале войны на базе эвакуированных в Омск Киевского завода КЗЭТА и Краснодарского завода ЗИП. Связанный с эвакуацией перерыв в выпуске фронтовой продукции длился всего лишь один месяц. Выпустив последнюю продукцию в Киеве в июле, завод в сентябре 1941 года в Омске дал фронту боеприпасов на сумму свыше 600 тысяч рублей, удвоив выпуск в октябре и резко увеличивая его в последующие месяцы.
Восстановление выпуска продукции краснодарского завода осуществлено в срок немногим более месяца. Завод прибыл в Омск в конце декабря 1941 года. Первый выпуск электроизмерительных приборов в количестве 4000 штук состоялся в феврале 1942 года…».
Сухие строчки официального рапорта не предполагают излишней эмоциональной детализации. Фронт требовал оборонной продукции — ежемесячно, ежедневно, ежечасно. Завод не мог ссылаться на объективные трудности — их не существовало на передовой, значит, их не могло быть и в тылу. ОмЗЭТА на трудности и не ссылался — он просто в максимально сжатые сроки наладил производство, до конца войны бесперебойно снабжая фронт своими изделиями. Но только представьте себе: в условиях суровой сибирской зимы выгружаются на перрон по-южному одетые люди. Монтируют в неотапливаемых помещениях первые станки и с ходу начинают отправлять на фронт оборонную продукцию. Где они расселялись? Когда они спали? Как устраивались их дети? Все это тогда было несущественно -и голодные обмороки, и производственные травмы, и бытовые условия.
Цель у этих людей была не просто высокой -она была единственно возможной, и название ей — Победа. Своим обыденным, негромким, настоящим героизмом этот день они «приближали, как » могли». И когда он настал, оказалось, что можно впервые чуть расслабиться, оглянуться вокруг и наконец в полной мере осознать, что завод твой уже незаметно стал частью города, а сам ты стал сибиряком…
Но время, спрессованное войной в плотную череду бессонных ночей, обмороженных рук, рабочих паек и таблеток валидола, никак не хотело разливаться в широкое русло мирных будней. Разрушенной стране остро были нужны электроприборы и техника гражданского назначения. Омский завод электротехнической аппаратуры должен был в сжатые сроки осваивать новый ассортимент выпускаемой продукции. Но это уже следующая история…